Воскресенье, 16.12.2018, 20:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Доморацкий В.А. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ПРОЦЕССЕ ИНТЕГРАЦИИ ДИСЦИПЛИН
Обращение к прецедентным высказываниям (ПВ), восходящим к текстам песен, обладает высокой практической значимостью. Работая с текстами современной публицистики на занятиях по методике музыкального воспитания, истории музыки, практикуму по школьно-песенному репертуару позволяет развивать музыкальную, коммуникативную и культурную компетенцию студентов. Цель нашего исследования — описать способы трансформирования песенных ПВ в современном публицистическом дискурсе и предложить методические рекомендации по включению ПВ в учебно-методические комплексы по музыкальному образованию.

Изучение ПВ является важным вследствии их так называемой «аксиологичности». Пантеон ПВ, с одной стороны, отражает шкалу ценностных ориентации, а с другой - обусловливает ее, детерминируя тем самым модели социального поведения в рамках данного социокультурного сообщества. Актуализация и интеграция дисциплин в вузе, как раз и будет, на наш взгляд, способствовать социализации студентов в культурное пространство, приобщению к истокам культуры, влиять на развитие у них креативных способностей.

Для того чтобы организовать работу по интеграции двух дисциплин «Музыкальное искусство» и «Фольклор», мы провели эксперимент, в котором материалом послужили следующие издания: «Аргументы и факты», «Зеркало недели», «Комсомольская правда», «Теленеделя», «Собеседник» и др. Наибольший исследовательский интерес у них вызвали ПВ, источниками которых являются тексты песен. И это вполне объяснимо: песня обладает необычайной силой воздействия -за счет слияния текста и музыки; песня как жанр тесно связана с жизнью, в ней отражается культурный, исторический опыт народа; по песням, так же как и по литературным произведениям, «судят о государстве, о людях, о времени» [1, с. 4]. В качестве источников ПВ выступают не только известные произведения первых революционных лет, но и те песни, которые стали популярными в годы Великой Отечественной войны. Обратив внимание на такой пример: «Идет война народная, священная война!» [подзаголовок к статье о том, как крестьяне пытались защитить свои права на землю] (Комсомольская правда. 2004. №125). Данное ПВ употреблено в исходном виде в своем первом значении, то есть речь о непрекращающейся и справедливой борьбе. Источником приведенного ПВ служит текст песни «Священная война» (сл. В.Лебедева-Кумача, муз. А.Александрова, 1941). По некоторым версиям ее текст был написан еще в 1916 г. и максимально «отвечал» требованиям того времени. Так, в нем были слова: «С тевтонской силой черною, с тевтонскою ордой». Автором песни был рыбинский учитель А. А. Боде. В 1941 г., будучи русским немцем и не имея шансов донести песню до слушателей, он подарил ее В. Лебедеву-Кумачу (Комсомольская правда в Украине. 2003. № 139).

Не менее интересен такой случай: «Там смуглянка-китаянка собирала каучук» [подзаголовок к статье; речь идет о том, как в 1953г. молодая китаянка, собиравшая каучук, встретилась с гигантской обезьяной] («Теленеделя». 2004. № 19). Источником ПВ «Там смуглянка-молдованка собирает виноград» является «Смуглянка» (сл. Я. Шведова, муз. А. Новикова, 1940). В исследуемом нами случае имеет место замена двух компонентов. Осуществив такую трансформацию, журналист приспособил ПВ для характеристики заинтересовавшего его факта. С той же целью автор публицистического текста подверг трансформации цитату из песни «Катюша» (сл. М. Исаковского, муз. М. Блантера, 1938) [1, с. 141]: «Выходила в четвертьфинал Катюша...» (заголовок к заметке о том, что теннисистка Е. Бондаренко вошла в четвертьфинал открытого чемпионата США среди юниоров). Здесь также была произведена замена двух компонентов.

Многие песни, тексты которых проявляют себя как источники ПЗ, впервые прозвучали в художественных фильмах, что в немалой степени способствовало их популяризации. Б частности, так можно сказать о песне «Зз тоге парня» (сл. Р. Рождественского, муз. М. Фрадкина из к/ф «Минута молчания». 1971). Проанализируем следующий пример: «Кими Ряйкконену [финскому автогонщику]... пришлось отрабатывать на дистанции «за себя и за того парня». Данное ПВ употреблено в исходной форме и в одном из своих обычных значений: «делать что-либо за себя и за другого» [1, с. 82]. В публицистическом тексте речь шла о том, что автогонщику пришлось проехать не только свою дистанцию, но и дистанцию соперника. К тексту песни «За того парня» восходит и ПВ «Что-то с памятью моей стало...», которое употребляется, если речь идет о забывчивости (шутя, иронично). Именно в таком значении употреблено ПВ в следующем случае: «Борис Моисеев: что-то с памятью моей стало...» (в тексте говорится о том, как певец забыл в магазине свою сумку) (Теленеделя. 2004. № 4). Проведенные эксперимент позволяет сделать следующие выводы:
  • такой вид источников ПВ, как тексты песен, занимает значительное место по частности - 31 % от общего количества проанализированных случаев;
  • применение ПВ в современных публицистических текстах очень часто сопровождается модификацией их формы. Из 216 проанализированных случаев функционирования ПВ в исходном виде употреблены только 84 ПВ (39%), а остальное -132 ПВ (61 %) подверглись различного рода трансофрмациям;
  • трансформирование нередко приводит к снижению исходного текста; в особенности это касается цитат песен советского периода, ранее обладавших сакральным статусом;
  • способы применения ПВ требуют от студентов высокой культурной компетентности, поскольку они тесно связаны друг с другом.
В качестве примеров работы на учебных занятиях по «Методике музыкального воспитания» приведем следующие:
  1. Найдите в периодических изданиях цитаты, принадлежащие к ПВ: а) собственно цитата в традиционном понимании; б) название музыкального произведения: в) полное воспроизведение текста песни, представленного одним или несколькими высказываниями.
  2. В каком значении употреблены цитаты в статье и что они говорят о миоровидении его носителей?
Литература
1. Дядечко Л. П. Новое в русской и украинской речи: Крылатые слова-крилат1 слова (материалы для словаря). учеб. пособия. В 2 ч. Д-Л-К., 2001. Ч. 2.
2. Такая молодость пора... : сб. песен / сост. З.Аксенов; под. ред. И.Шаферана; коммент. Л. Ивановой. М., 1987.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz