Воскресенье, 16.12.2018, 21:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Дворецкая Т.Д. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В КЛАССЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
Одним из предметов, который осваивается студентами, получающими специальность учителя фортепиано, является  Класс концертмейстерского мастерства. Выпускники музыкальных факультетов должны быть готовы к самой разнообразной в будущем деятельности: они должны приобрести навыки, необходимые для работы на уроке в классе, навыки вокального и инструментального аккомпанемента, навыки игры в ансамбле.

Рассмотрим далее некоторые особенности работы именно над вокальным аккомпанементом. Основной целью совместного музицирования является создание целостного музыкально-художественного образа. Достижение этой цели невозможно без предугадывания намерений солиста. С величайшим вниманием следя за партией певца, всё время прочитывая её музыкальный и словестный текст заранее, до исполнения его певцом, концертмейстер должен предвосхитить предстоящую модификацию ритма, внезапную остановку, динамический нюанс и т.д. Необходимо чувствовать себя где-то исполнителем сольной партии, повторять «про себя» каждый звук, каждое слово партнёра.

Очень образно высказывание по данному поводу А.Люблинского из работы «Теория и практика аккомпанемента»: «Психологическая настройка дружественности, сопереживания, пристального и трепетного внимания ко всем перипетиям событий, чувствований, оттенкам речи воплощаемого солистом персонажа – вплоть до полного слияния с ним –  создаёт подлинно высокое качество ансамбля» [2, c.79].
К сожалению, первые шаги на пути к созданию ансамбля для многих студентов являются достаточно трудными. Очень многим из них трудно отрешиться от чувства «солирования». Часто студент совершенно не ощущает фразировку солиста, его певческое дыхание, не воспринимает цезуры, не осознаёт роль гармонической основы (баса) как фундамента.

Причины этих недостатков мы видим в следующем: студентом не усвоены законы ансамблевых соотношений; у студента  не развита чуткость к партнёру; студентом не ощущается неразрывность и взаимодействие между партией солиста и его собственной. Большую роль в преодолении указанных недостатков играет знание специфики инструмента своего партнёра – законов звукоизвлечения, особенностей дыхания певца, законов строения вокальной фразы.

Опыт автора данной статьи в качестве преподавателя концертмейстерского класса позволяет говорить о том, что достаточно эффективна работа над решением указанных выше задач происходит в том случае, когда студент чётко осознаёт наличие трёх основных направлений при создании ансамбля: создание динамического ансамбля; создание ритмического (агогического) ансамбля; создание эмоционального ансамбля.

Динамический ансамбль. Без сомнения, общность динамических оттенков – это неотъемлемый компонент ансамбля. Фортепиано как сопровождающий инструмент должно звучать чуть слабее певческого голоса. Но разница в силе звука должна быть минимальной. Наиболее распространены в начале занятий две ошибки. Первая – попытка «перекричать» голос певца. Другая крайность – игра серым, безкрасочным звуком. Мы обращаем внимание студента на то, что от правильно найденной фортепианной звучности часто зависит и звучание сольной партии...

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz