Воскресенье, 16.12.2018, 21:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Федьков Г.С. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
Еще не так давно трудно было поверить, что в нашем Отечестве возникнут проблемы с хорошей питьевой водой. Наши предки, да и мы лет тридцать тому назад, могли без риска для своего здоровья напиться практически из любого водоема: из речки, озера, дождевой лужи...

Человек, как известно, вообразив себя «царем природы», долгое время вел в отношении ее представителей (флоры и фауны) захватнические, уничтожающие войны. Осуждая в социальной жизни фашизм, человек часто в отношении к природе был и, к сожалению, еще зачастую остается приверженцем этой варварской идеологии. Выпрямление русел небольших речушек, «обработка» полей разными химикатами, весенние поджоги травы, кислотные дожди, озоновые дыры, проекты переброски северных рек на юг, вырубка лесов и т.п. - разве это не фашизм (с его расизмом, газовыми камерами, крематориями) для природы? Можно наполнить высохшие речища водой и снова возобновить в них жизнь, но прежних жителей водоема, включая и разные микроорганизмы, возобновить уже будет невозможно. Жизнь - явление уникальное не только для человека. Когда гибнут целые сообщества живых существ, история жизни начинает менять направление запрограммированного Ею Самой развития. Не это ли изменение разными природными катаклизмами напоминает в последние десятилетия о себе современному человеку?

Таким образом, актуальность освоения подрастающим поколением разнообразных эстетических признаков природно-прекрасного связана в первую очередь с экологическими проблемами, с осознанием эстетических ценностей природы как реальных фактов существования ее объектов и явлений.

Наблюдаемая в современной школе формальная «пересадка» эстетических знаний в голову ученика, простое привязывание к предмету в процессе его восприятия и изображения, приводит к упрощенному эстетическому освоению природы. Память, особенно младших школьников, загружается лишь знаниями словесными, формальными, эстетическая оценка природы учителем выражается зачастую подбором примитивных лексических средств высказывания типа «это дерево красивое», «этот цветок - прелесть».

Согласно научной позиции ММ. Бахтина, одним из значительных моментов высказывания является экспрессивный момент, то есть субъективное эмо¬ционально оценивающее отношение говорящего к предметно-смысловому содержанию своего высказывания. «Оценивающее отношение», по его мнению, также определяет выбор лексических, грамматических и композиционных средств высказывания. Очевидно, что, называя предмет прекрасным, красивым, прелестным, мы должны руководствоваться тем комплексом эстетических переживаний, которые возникают в процессе его восприятия. Однако многому в природе эти понятия не подходят, и мы стремимся найти адекватные нашим эстетическим чувствам словесные обозначения, например, береза кудрявая, белая, танцующая (на Соловецких островах целую березовую рощу экскурсоводы так и называют «танцующие березки»); небо высокое, бездонное, знойное; поле убогое, бесконечное и т.п. Обозначая предмет, мы выбираем слово по его значению, исходя из замышляемого целого нашего высказывания: «замышляемое и созидаемое нами целое всегда экспрессивно, и оно-то и излучает свою экспрессию (точнее нашу экспрессию) на каждое выбираемое нами слово, так сказать, выражает его экспрессией целого» [1]. Иными словами, оценка и обозначение предмета производится нами не формально, не путем простого подбора слов, а в соответствии с его эстетической выразительностью, освоение которой, по нашему мнению, представляет в со¬временных условиях одну из главных задач эстетического воспитания подрастающего поколения средствами природы. Исходя из вышесказанного, освоение эстетических признаков мы рассматриваем вместе с их оценкой. В ходе эстетического оценивания ребенок устанавливает эстетическую ценность объекта. Эстетическая ценность, как известно, представляет собой особый класс ценностей (добро, польза, справедливость, красота, величие и т.п.), который характеризуют значимость объекта для субъекта, которая определяется ролью данного объекта в жизнедеятельности, как отдельной личности, так и всего общества.

В классификации эстетических ценностей, разработанных эстетической наукой, традиционно основным их видом является прекрасное, которое в свою очередь проявляется во многих конкретных вариациях (изящное, грация, миловидность, великолепие и т.д.). Другой вид эстетической ценности -возвышенное, также имеет ряд вариаций (величественное, величавое, грандиозное и т.п.). Как и все другие положительные ценности, прекрасное и возвышенное диалектически соотносится с соответствующими отрицательными ценностями - с безобразным (уродливым) и низменным. Трагическое и комическое характеризуют ценные свойства различных драматических ситуаций в жизни человека, общества, природы. Значительно реже в эстетической литературе упоминается о выразительности природы, хотя в языковой традиции употребление понятия «выразительный» как эстетической характеристики объекта встречается довольно часто. По мнению известного философа А. В. Лосева, в эстетическом все чувственно, осязаемо, все осмысленно и выразительно. Эстетическое он рассматривал как нечто «выразительное», которое переживается субъектом как некоторая самостоятельная данность, как объект бескорыстного созерцания [2].

Русский религиозный философ B.C. Соловьев признавал красоту в действительности, в том числе и в природе, фактом, произведением реальных естественных процессов, совершающихся в мире. Он указывал на ее многообразие, имеющее «множество степеней» природно-прекрасного, считал, что в неорганическом мире некрасивые предметы - это просто безразличные в эстетическом отношении (куча песка, булыжников), в органическом - некрасивые (свиньи, черви и т.п.). Безобразные формы природа допускает, по его мнению, только в переходных стадиях, для увековечения своих произведений старается сообщить им возможную в каждом виде красоту [3]. Английский философ и теоретик искусства СТ. Кольридж утверждал, что составным элементом понятия «прекрасное» является введенное им понятие «приятное» - то, что согласуется с природой человека, все, что сопряжено с общим строем наших чувств. В то же время, как и B.C. Соловьев, С.Т. Кольридж красоту органического мира понимал полярно. Так, называя лебедя прекрасным, страуса относил к уродливому, считая, что ни оперение, ни окраска не устанавливают гармонию между его телом и шеей [4].

Вряд ли можно согласиться с этой точкой зрения. Во-первых, деление предметов природы на «красивых», «уродливых», культивирует и соответствующее отношение к ней (экологические проблемы, обострившиеся в последние годы, тому красноречивый пример). Во-вторых, уродство - это не нормальное явление, а скорее противоестественное состояние организма, возникшее в результате насилия над ним стихийных сил, либо непродуманной человеческой деятельности. Стоило бы столько веков мирозданию трудиться, чтобы производить на свет целые семейства уродов! Да и способны ли уроды к продолжению рода? Думается, чернобыльская трагедия дает на этот вопрос более чем убедительный ответ.

В нашем понимании все предметы как органической, так и неорганической природы эстетически ценны, выразительны в той или иной степени. Отсутствие выразительности - это отсутствие предмета, «ничто», без звука, запаха, движения и т.п. Указывая на объективное содержание выразительности в природе, мы рассматриваем и такие ее эстетические качества, как цвет (куча песка), фактура (груда камней), форма (черви) и т.п В творениях людей вышеназванные и другие особенности природы приобретают новый, более эстетически ценный, выразительный облик. Конечно же, деление объектов и явлений природы типа «лебедь» - прекрасное, «страус» - уродливое и т.п. неправомерно с биологической точки зрения, а с педагогической - даже вредно.

Каждый человек, представитель природы, животное, растение по-своему эстетически ценны и нуждаются не столько в эстетическом сравнении друг с другом, сколько в освоении и осознании их разнообразных эстетических ценностей.

Выразительность, понимаемая нами как совокупность чувственно-воспринимаемых признаков предметов и явлений природы, по своему содержанию шире, чем красота. Она включает все тончайшие переходы предмета природы от зарождения до полного распада, исчезновения его внешних при¬знаков из сферы восприятия человеком. Неспособность нами реагировать на многие предметы и явления природы (микроструктуры, так называемые «НЛО» и т.п.) означает не что иное, как проявление выразительности природы в таком качестве, когда ее можно воспринимать либо с помощью приборов, либо какими-то другими методами.

Выразительность - необходимый признак всех, в первую очередь, живых организмов (движение, цвет, ритм, характер формы и т.п.), как результат их приспособления к окружающей среде в ходе эволюции. Красота - одна из граней выразительности природы. Понимание красоты субъективно, изменчиво, что можно проследить хотя бы, например, в искусстве классицизма (XVII век), в образах природы на картинах Н. Пуссена, П. Рубенса, Д. Веласке-са и др., или импрессионизма (последняя треть XIX - начало XX века), в пейзажах Э. Мане, К. Писсаро, А. Сислея и других художников. Линии, формы, движения, цветовые пятна, воспринимаемые художниками в природе и материализованные в конкретные художественные формы (образы), которые не принимались зрителем в одну эпоху, приобрели эстетическую ценность для новых поколений.

Понятие «выразительный» в нашем сознании зачастую ассоциируется с изображением какого-то предмета на той или иной рисовальной основе. Найдутся оппоненты, которые возразят и будут утверждать, что выразительность на самом деле присуща только результатам изобразительной деятельности. Но только ли ей? Обратимся к примеру. Когда мы говорим о выразительности рисунка, то берем в расчет в первую очередь форму, пропорции, конструкцию, объем, цвет, освещение, положение в пространстве предмета, техническое решение учебной задачи и т.п. В конечном итоге получаем наглядное воплощение чувств, мыслей в том или ином изобразительном материале в конкретном образе. И это не что иное, как выражение нашего «Я», нашего отношения к предмету. В данном случае мы выразили себя изобразительными средствами. Музыкант, как известно, находит свое выражение (эстетическое) в звуках, хореограф - в танце, поэт - в слове, актер драматического театра, создавая сценический образ героя, заботится о соответствующей одежде, гриме, походке, интонации и т.п. Таким образом, и слово, и внешний вид, и движение, и звуки, и линия, и цвет, и освещение - все это относится к средствам, с помощью которых мы находим в искусстве эстетически выразительные образы нашего «Я». А как же в реальной жизни? И здесь, в одежде, походке, жестах, разговорной речи мы выражаем себя, сообразуясь с имеющимся у нас багажом духовных и материальных эстетических ценностей. В реальной природе действуют иные законы. Там все зависит в первую очередь от условий, образа жизни, климата, среды обитания и т.п., но, тем не менее, каждая травка, куст, дерево, насекомое, животное, находят свое выражение в присущей только им форме, цветовой окраске, положении в пространстве и т.п. Так, например, два дерева, одно из которых выросло в лесу, а другое - в открытом поле, существенно отличаются друг от друга своей внешностью. На выразительность цветовой окраски рыб влияет цвет водоема, в котором они живут. Выразительность звуков лягушек в весеннем пруду, токующих тетеревов и других животных связана с продолжением рода. Изменение зайцем-беляком окраски своей «шубы» в соответствующих условиях - не что иное, как стремление природы к сохранению вида, а, может, и естественной цветовой гармонии? Законы при¬родных уравновешивающих связей и гармонические законы взаимообусловлены. В основе реальной жизни лежит всеобщий принцип естественной гармонии, который осваивается нами и в процессе научного, и в процессе эстетического познания. Любое природное существо, как, впрочем, и человек, живет в природе гармонически встроенно в нее. Разве не гармонирует цветовая окраска земляной жабы, зеленой лягушки и т.п. с той средой, где они обита¬ют? Несомненно, что понятие «красиво» не всегда соответствует внешнему облику некоторых рептилий, гадов и т.п., тем не менее, это не означает, что они эстетически нейтральны. Эстетически восприимчивый человек умеет откликаться на все тончайшие изменения выразительности природы. Однако достигается это умение, как показывает практика, в ходе целенаправленной, регулярной эстетической (духовной и практически-духовной) деятельности. Если это не происходит, то со временем у человека притупляется эстетическая восприимчивость и формируются устойчивые стереотипы в отношении к природно-прекрасному, например: «небо голубое», «трава зеленая», «страус уродливый». Примитивное восприятие предполагает и соответствующий эстетический идеал. Опыт показывает, что чем меньше у человека развита эстетическая восприимчивость (то есть способность к эмоционально-чувственному отклику на красоту и выразительность цвета, формы, пропорций, конструкций, объема предметов природы, пространства и т.п.), тем примитивнее его отношение к природе и сводится оно, в основном, к удовлетворению сиюминутных потребностей. Ориентация современной школы на освоение учащимися только красивого в природе дезориентирует их, культивирует мысль, что есть и некрасивое в ней, а значит и ненужное, которое следует либо полностью изменить, либо уничтожить.

Опыт показывает, чтобы «открыть» глаза детям на эстетическую выразительность окружающего мира, научить их радоваться и бескорыстно наслаждаться разнообразными эстетическими ценностями природы, необходима со¬ответствующая корректировка учебно-воспитательного процесса в сторону развития у детей органов внешних чувств как проводников эстетических впечатлений. Глаз ребенка должен совершенствоваться в умении различать цвета и их оттенки, гармоничное сочетание форм, объемов в природе; ухо -улавливать естественную «музыку» природы: звуки, тоны, шумы; осязание -схватывать различные степени гладкости, твердости, мягкости предметов и т.д. Формирование у детей представлений об эстетической выразительности природы будет неполно, если у них отсутствует соответствующий опыт обоняния предметов (например, запаха осеннего леса, вспаханной земли и т.п.).

Эффективность работы, направленной на развитие органов внешних чувств, освоения эстетической выразительности природы, повышается, если учащиеся получают как длительные задания по наблюдению (например, наблюдаем осень), так и кратковременные - изменения в природе утром, вечером (идет дождь, листопад и т.п.). Организованность, целенаправленность и осмысленность этой работе придают заранее подготовленные учителем вопросы для наблюдений в зависимости от учебно-воспитательных задач конкретного урока. Изобразительная деятельность на основе непосредственных наблюдений за природой обобщает представления детей о красоте и выразительности, развивает умение видеть необычное в обычных, хорошо знакомых ее предметах и явлениях. Закрепление в рисунке увиденного, прочувствованного природно-прекрасного способствует более глубокому проникновению школьников в эстетический образ природы, осознанному пониманию вырази¬тельности форм растений, грациозных животных, гармонии цветовых сочетаний и т.п. Все это отвечает задачам развития у школьников понимания природы как источника эстетически ценных, жизненно необходимых предметов и явлений, которые нуждаются в защите от разрушительного воздействия чело¬века, его труда, в особенности от вредных влияний отходов производства и технологий на окружающую среду, последствия которых особенно проявляются в последние годы.

Подводя итоги сказанному, отметим, что информация и об эстетическом многообразии природы, и о необходимости бережного отношения к ней должна быть дозирована в учебно-воспитательном процессе в зависимости от возрастной группы детей. В то же время можно утверждать, что одних деклараций и призывов охранять природу недостаточно для того, чтобы ее максимально сберечь для потомков. И дело здесь не только в эстетическом и экологическом воспитания человека. Очевидно, что современная цивилизация на определенном этапе своего развития пошла вперед путем, нарушающим экологическое и, одновременно, эстетическое равновесие в природе. Научные открытия, связанные с поиском источников энергии, современных предметов быта, средств передвижения, связи и т.д., направляют человечество по пути опустошения природы. Как мы ни стараемся воспитывать ребенка, он, став взрослым, зачастую полностью принимает условия современной жизни человечества, благополучие которого напрямую связано, во всяком случае, в настоящее время, с варварским, паразитическим уничтожением природных ресурсов. Тем не менее, необходимо развивать у детей те струны души, которые отзываются на эстетическую выразительность природы. А делать это необходимо для того, чтобы, став взрослыми, они искали для своего существования пути, которые бы гармонировали с жизнью природы, а не разрушали ее, как происходит сейчас. Безусловно, на отношение человека к природе влияют разные факторы, решить экологические проблемы только в процессе ее эстетического освоения невозможно. Однако вряд ли можно оспорить мнение о том, что от каждого из нас без исключения зависит, какой быть родной природе.

ЛИТЕРАТУРА

1.    Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / Примеч. С.А. Аверинцева, Т. Бочарова. - М., 1979. - С. 266.
2.    Лосев Ф.А. Эстетика / Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. -С. 570-577.
3.    Соловьев B.C. Красота в природе. Соч. в 2 т. / Общ. ред. и сост. А.В. Гулыги, Ф.А. Лосева. - М., 1988. - Т. 2. - С. 351-389.
4.    Кольридж СТ. Роль творческого воображения в воспитании: Избр. труды / Сост. В.М. Герман - М., 1987. - С. 257-259.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz