Понедельник, 28.05.2018, 06:27
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Губина Э.М., Ананченко Г.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕМЫ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОБРАЗ»
Основной задачей музыкальной работы в школе является приобщение детей к музыкальному искусству, которое основывается на эмоциональной близости музыки к жизненному опыту детей, на активном размышлении о музыке. Искусство, как и любая форма общественною сознания, отражает и обобщает окружающую нас жизнь в художественных образах, представляет нравственно-эстетический идеал человека. Освоение действительности в форме художественных образов является наиболее естественным и универсальным средством формирования творчески активной личности школьника.

Художественный образ представляет собой всеобщую категорию художественного творчества, средство и форму освоения жизни искусством. Он также богат и глубок по своему содержанию и смыслу, как глубока и многозначна сама жизнь. Под образом нередко понимается элемент или часть произведения, обладающие самостоятельным существованием и значением. В более общем смысле художественный образ - способ бытия художественного произведения, взятого со стороны его выразительности, впечатляющей энергии и осмысленности [1].

Восприятие художественного образа, определяется как мысленное обобщенное воспроизведение явлений действительности, итог чувственного познания школьником окружающего мира. Оно возникают на основе предыдущего опыта, актуализирующегося в процессе художественного переживания, сочетаясь с ассоциативно-образным мышлением, воображением.

Музыкальный образ, как разновидность художественного образа, является высшей категорией искусства и определяется как художественно-звуковое воспроизведение явлений действительносги через комплекс выразительных средств, среди которых для выражения эмоционального, содержания музыки имеют значение темповые, динамические, регистровые и метроритмические особенности, а также структурное построение произведения. Музыкальные образы проявляются в сознании школьника в виде представлений, возникающих на основе выражаемого музыкой идейно-образного содержания, сходства или связи элементов музыкального языка с теми или иными явлениями жизни.

Целью изучения темы «Музыкальный образ» является обучение школьников осмысленной   творческой   интерпретации   музыкальных   образов   в   различных видах музыкальной деятельности. По принципу контраста в материале учебных тем сопоставляются лирические, драматические, эпические, комические (шуточные и сатирические), трагические образы. Музыкальный образ, воплощенный в интонационной форме, раскрывает жизненный и нравственно-эстетический смысл, а не только тему (название) музыкального произведения. Знакомясь с различными музыкальными образами школьники продолжают овладевать умениями вслушиваться в интонации музыки, прослеживать их развитие в произведении, привлекать жизненные и художественные ассоциации. Музыкальное восприятие является одной из форм музыкальной деятельности школьника, которая закладывается в эстетическом познании окружающей действительности [2].

Большое значение в формировании восприятия художественного образа играет интеграция выразительных средств музыкального и изобразительного искусства, понимаемая нами как глубокая форма взаимосвязи разного содержания воспитания и образования школьников, охватывающая все виды музыкальнохудожественной творческой деятельности.

Интегрирующими элементами музыкального и изобразительного искусства могут выступать наиболее общие для них выразительные средства: мелодия, линия, ритм, форма, композиция, тембр, цвет, колорит. Педагогические возможности интеграции заключаются в сосредоточении в единое целое разных средств выразительности, которые, дополняя друг друга, создают целостный художественный образ, который при восприятии, воздействуя на различные анализаторы, вызывает наиболее полное усвоение информации и большой диапазон эмоций и чувств, выраженных в представлениях.

Формирование восприятия художественного образа у школьников на основе интеграции выразительных средств различных видов искусств будет более эффективным при создании следующих педагогических условий: общность целей интегрированных занятий; отбор учебного материала с точки зрения его доступности, наглядности; применение эффективных и технологических методов и приемов, способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства подростка; при знакомстве с явлениями искусства со¬хранение специфических особенностей каждого из искусств; обеспечение образовательной, развивающей и воспитывающих функций педагогического процесса на интегрированных занятиях.

Использование в эстетическом развитии школьника различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирования творческого процесса, углубления эмоций, развития чувств и интеллекта.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz