Воскресенье, 16.12.2018, 21:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Гуральник Н.П. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ КОНКУРСЫ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА СТАНОВЛЕНИЯ УЧИТЕЛЯ-МУЗЫКАНТА
Исполнительские конкурсы зародились в музыкальном профессиональном образовании (Первый Всесоюзный конкурс музыкантов-исполнителей состоялся в первой трети XX столетия, 1933 г.). Украина уже имела опыт проведения конкурсов до начала 90-х гг. (в истории музыкальной культуры УССР), это был конкурс музыкантов-исполнителей имени Н. В. Лысенко.

Феномен музыкально-педагогических конкурсов в регионах Украины характеризуется отличительными чертами, своеобразием возможностей, непохожими направлениями их проведения. В Мелитополе музыкально-педагогический факультет встречал конкурсантов-пианистов, определяя лучших исполнителей славянской музыки, в Харькове международное жюри впервые открывало лучших исполнителей среди учителей музыки и воспитателей детских дошкольных учреждений, в Одессе конкурсанты демонстрировали комплексные умения будущего учителя музыки, в Киеве побеждали авторы и исполнители лучших фрагментов уроков музыки и художественной культуры. Конкурсанты и их педагоги обменивались мыслями, идеями, проблемами, совместно находили пути их решения, обогащая свой опыт, то есть конкурсы способствуют развитию не только исполнитель¬ского мастерства, помогая открыть музыкально-культурные границы, но и педагогического, раскрывая методико-технологическое своеобразие разных авторских школ.

Конкурс (мы сознательно ограничиваемся его смыслом в рамках музыкальной педагогики) от лaт. concursus - встреча, столкновение -это соревнование с целью выявления лучшего из участников, а конкурсант — тот. кто встречается, участник конкурса.

В педагогических словарях (С. У. Гончаренко, М. Д. Ярмаченко) конкурс, олимпиада трактуются как соревнования для выявления лучших участников, представленных работ, «в выполнении определенных внеклассных и внешкольных заданий общеобразовательного характера, ...написании сочинений и т. д.».
В педагогической литературе конкурс употребляется рядом со схожими по сути понятиями олимпиада, фестиваль и предполагает знакомство не только с теми, кто приятно удивляет других заметными успехами (в знаниях, искусстве, эстетических способностях и др.), а и для обнаружения победителей, присуждения им первых мест, премий и т. д. Конкурсы часто заменяются фестивалями для снятия психологического напряжения, сохранения уверенности каждого в своих потенциальных возможностях и достижениях.

Музыкальные словари (А. Н. Должанского, Ю. Е. Юцевича) трактуют конкурс как соревнование музыкантов-исполнителей в виде концертных выступлений по заранее объявленным правилам.

В музыкальном образовании конкурсы воспринимаются естественно по двум позициям: а) для становления педагогического мастерства, умения логически завершать начатое дело, досконального изучения и воплощения шедевров музыкальной литературы и б) развития личностных качеств музыканта-интерпретатора музыкальных произведений, - артистической свободой подачи творческого замысла, творческого индивидуально-неповторимого общения со слушателями в концертах и др.

Музыкальные конкурсы имеют специфические проявления, которые выражаются Б уровне художественной и технической завершенности исполняемой музыки, возможности продемонстрировать слушателям и требовательному жюри свою неповторимую индивидуальность с самобытным творческим характером.
Как социальное явление конкурсы (их смысловая сущность — «столкновение») имеют ряд противоречий. Оставляем без педагогического комментария некоторые из них: конкурсант демонстрирует свое мастерство на момент выступления, поэтому неудача (даже по незначительным причинам) может заслонить лучшие качества; жюри не всегда объективно в оценке участников; исполнение молодых конкурсантов сравнивается с эталонным исполнением выдающихся пианистов и т.д.

Прикладные методики направлены на развитие музыкальных способностей, исполнительского мастерства будущего учителя. Исполнительский конкурс как педагогическая проблема остается вне области изучения или соответствующей подготовки учителя-музыканта. Это явление с дидактических позиций музыкально-инструментальной школы - опосредованное. В то же время конкурсы имеют положительный педагогический потенциал (например, этическую нагрузку несут решения жюри, от которых зависит судьба молодых музыкантов, т.е. успешное выступление в конкурсе определяет их вступление в желаемые учебные заведения без экзаменов).

В качестве вывода назовем некоторые факторы, обусловливающие позитивное влияние исполнительских конкурсов на становление учителя-музыканта: увеличение количества учителей, занимающихся делом профессионально; концентрация усилий на культуро-творческой функции музыкально-исполнительской деятельности; обмен педагогическими технологиями; становление украинской элиты, интеллектуализация нации; расширение международного общения в высоко-эстетическом положительном эмоциональном тоне; мотивация конкурсанта на победу, уверенность в себе, осуществление мечты.

Литература
1. Аксельруд И. Э. О конкурсах без предвзятости... //' Музыкальный ландшафт Украины (региони, школы, индивидуальности) :сб науч, работ Сумы, 2000. С 93—99.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz