Воскресенье, 16.12.2018, 20:19
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Яковлева М.А. ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-КОРРЕКЦИОННЫХ МЕТОДОВ В МУЗЫКАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Музыка имеет огромное преобразующее, оздоровительное воздействие на человека. Эти возможности музыки широко используются в различных сферах деятельности, таких как медицина, психотерапия, психология и др. Существуют отдельные редкие попытки использовать силу музыки для решения проблем самосознания, личностного роста, общения и, конечно, образовательных проблем.

В связи с увеличением числа неблагополучных, тревожных, отстающих детей современная система образования требует введения инновационных методов обучения. Эти дети нуждаются в особой коррекционной работе, которая способствовала их личностному развитию. Как было сказано выше, музыка оказывает благотворное воздействие как на здоровье человека, так и на его личность. Музыка и терапия объединились в гармоничный союз. Мы считаем, что музыкально-терапевтические методы можно использовать в образовательном процессе в обычной общеобразовательной школе и правильнее будет называть их музыкально-коррекционными.

Представим некоторые музыкально-коррекционные методы, которые мы использовали на уроках музыки в одной из общеобразовательных школ города Ярославля. Музыкальное моделирование — этот метод направлен на моделирование положительного психоэмоционального состояния ребенка (повышение эмоционального тонуса или снятия чрезмерного возбуждения, тревожности). Положительный педагогический эффект может быть достигнут в том случае, если составлена и реализована мини-программа из фрагментов классических музыкальных произведений. При этом первоначальный музыкальный отрывок должен соответствовать душевному, эмоциональному состоянию ребенка, которое он испытывает в данный момент. Последующие два отрывка представляют собой комбинацию из произведений, слушание которых постепенно выводит ребенка из неблагоприятного для него состояния, переключает на противоположное и желаемое эмоциональное состояние.

В процессе музыкального моделирования, направленного на снятие эмоционального возбуждения, можно использовать «музыкальный сюжетный рассказ», логика которого должна отвечать основной цели коррекционной работы. Примерами расслабляющего воздействия | могут быть такие произведения как «Баркарола», «Осенняя песня», | «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, «Лебедь» К. Сен-Санса, Ноктюрн ми-бемоль мажор Ф. Шопена.

Снятие подавленного, угнетенного состояния может обеспечиваться такими пьесами, как «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Утешение» Ф. Листа. Радостное, бодрое настроение возникает от слушания Симфонии № 41 В. А. Моцарта, «Праздничной увертюры» Д. Д. Шостаковича и др.

Метод   идентификации   —   прием   свободных ассоциаций направлен на установление ребенком идентификации с музыкальным героем   произведения.   Механизм  этого  метода осуществляется следующим образом. Слушая музыкальное произведение, ребенок вступает в невербальное диалогическое общение с героем музыкального произведения, с музыкальным образом, невольно идентифицируя себя с ним, включается личностная проекция, в процессе слушания возникают свободные ассоциации. Они рождаются как импульсивный отклик на музыку. Часто провести логическую связь между настроением музыки и возникшей ассоциацией бывает трудно, но в свободных ассоциациях, как в вербальном отклике на музыку, всегда проявляются неотреагированные эмоции детей. Они могут быть ситуативными, а могут показывать наличие у ребенка внутреннего конфликта, проблемы.

Метод катарсической разрядки. Суть его в том, что с помощью специально подобранной музыки, моделируется ситуация, при которой дети вновь погружаются в знакомую, проблемную ситуацию. При этом знакомая музыка проникает сквозь защитные механизмы сознания в бессознательные структуры и вступает в резонанс с бессознательно подавляемым аффектом, усиливая его, выталкивает к порогу сознания.

Музыкальные игры способствуют активизации восприятия музыки, накоплению музыкального интонационного багажа, познанию средств музыкальной выразительности и овладению ими. Приведем примеры некоторых из них:
1.    «Допой мелодию». Ученикам предлагается допеть ту тему из
классического музыкального произведения, которую не допел учитель,
назвать ее автора, вспомнить название произведения.
2.    «Исправь ошибку». Учитель превращается в нерадивого
студента музыкального института, поэтому в его словах много неточностей. Объявляя музыку одного композитора, он намеренно играет фрагмент произведения другого автора. Ученики должны исправить его ошибки, определить автора и название прозвучавшего произведения.

Таким образом, ряд представленных методов позволяют, учитывая психологические особенности каждого ребенка, легко включать учеников в процесс музыкального общения и оптимизировать музыкально-образовательный процесс в школе.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz