Воскресенье, 16.12.2018, 20:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Кондратович Т.В. ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОЦЕНОЧНЫХ УМЕНИЙ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Художественно-оценочная деятельность (ХОД), являясь одним из важнейших видов деятельности учителя на уроках музыки, требует от него владения комплексом педагогических умений, позволяющим ее успешно осуществлять. Формирование структуры умений ХОД должно происходить последовательно и системно, в двух взаимосвязанных направлениях: 1) приобщение учащихся к ценностному миру, заключенному в содержании музыки и учебных тем в процессе методической подготовки учителя; 2) развитие основной системы умений ХОД на педагогической практике в школе.

Педагогические умения ХОД учителя музыки можно разделить на три группы: аналитические, коммуникативные и корректирующие. Аналитические умения формируются в ходе выполнения практических заданий, направленных на развитие умений будущего учителя: 1) выделить и осмыслить ценностный аспект в содержании музыкального произведения. Типы заданий: при прослушивании незнакомого музыкального произведения охарактеризовать образ и его ценностное содержание; из нескольких фрагментов известных музыкальных произведении, необходимо определить, каким эстетическим категориям они отвечают и какие духовные ценности несут; из нескольких суждений о музыкальном произведении выбрать то, с которым согласен и объяснить выбор; 2) сформулировать нравственно-эстетическую сверхзадачу урока и подобрать соответствующий репертуар. Типы заданий: выделить в теме урока ее ценностное содержание и подобрать эпиграф; из предложенного списка произведений выбрать несколько, раскрывающих нравственно-эстетическую идею урока; самостоятельно подобрать к теме урока художественный материал; 3) выбирать и анализировать художественные произведения и музыковедческую литературу. Типы заданий: назвать авторов цитат и объяснить смысл высказывания; исполнить два разнохарактерных произведения из детских музыкальных циклов, выделить и охарактеризовать их интонационные зерна; подобрать литературный и живописный аналоги, помогающие усилить эмоциональное восприятие музыкального произведения; составить рассказ о произведениях, учитывая возраст аудитории.

Коммуникативные умения ХОД формируются в ходе выполнения заданий, направленных на развитие умений учителя музыки: 1) настроить учащихся на восприятие произведения искусства. Типы заданий: рассказать о своем любимом произведении так, чтобы его захотелось услышать; смоделировать разные варианты ситуации настройки аудитории на восприятие музыкального произведения; 2) выразить свою оценку музыкального произведения. Типы заданий: написать литературное сочинение, где высказать свою оценку прослушанного произведения, проследив за развитием музыкального образа и определив его ценностное содержание; рассказать о своем впечатлении от прослушанного и т. д.; 3) организовать различные способы интонационного общения учащихся с музыкальным произведением. Типы заданий: смоделировать в группе различные способы интонационного общения ребят с выбранным произведением; организовать в группе ситуацию создания вокальных, пластических и инструментальных импровизаций.

Корректирующие умения ХОД учителя музыки формируются в ходе выполнения заданий, направленных на развитие умений: 1) сравнивать оценки ребят со своими оценками, оценками музыкальной критики, и на основании этого выбирать соответствующие методы корректировки.  Типы  заданий:   из  предложенных методических рекомендаций по организации восприятия музыкального произведения, планов работы над песней выбрать понравившиеся, проанализировать их и провести в группе; 2) художественно-педагогического обобщения. Типы заданий: прослушав незнакомое произведение ответить на ряд вопросов, раскрывающих его ценностное содержание, дать название произведению; с помощью серии вопросов подвести сокурсников к необходимому выводу; 3) вести обсуждение прослушанного или решения творческой задачи. Типы заданий: составить план беседы, направленной на выяснение первого впечатления аудитории от прослушанного; составить план дискуссии по предложенной теме или проблемному вопросу; 4) овладение методами вовлечения учащихся в совместную аналитическую деятельность. Типы заданий: смоделировать в группе ситуацию художественно-педагогического анализа прослушанного произведения; смоделировать ситуацию урока, в которой ребята с помощью учителя смогут определить «созвучные» средства выразительности в разных видах искусства.

Развитие умений ХОД будущего учителя музыки продолжается в ходе прохождения поисковой педагогической практики в СШ. Для этого был составлен дневник наблюдений, в который включены задания на развитие умений: ценностного анализа всех компонентов урока; анализа эффективности подбора учителем художественного материала для раскрытия ценностного содержания темы урока; анализа процесса ведения учителем музыки обсуждения прослушанного и корректировки оценки ребят и т. д. В ходе активной педагогической практики на уроках «Музыка» в СШ учащиеся колледжа искусств выполняли задания, направленные на применение художественно-оценочных умений в процессе создания и проведения собственных уроков музыки. Например, выделить цель урока, ценностное содержание темы, обозначить художественный материал, использованную литературу, краткий план урока с указанием временных рамок и применяемых методов; провести самоанализ урока, где отметить трудности, возникшие при подготовке, удачи в ходе урока, неудачи и их причины, предложения по улучшению урока. По окончании каждого семестра учащимся колледжа предлагается анкета, цель которой - дать самооценку своей деятельности и личностным качествам. Данная методика не только развивает комплекс художественно-оценочных умений будущего учителя музыки, но и помогает самопознанию и становлению учащегося колледжа как педагога и личности.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz