Понедельник, 28.05.2018, 10:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Купец Л.А., Михайлова Н.С. «МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ФИННО-УГОРСКОГО МИРА» (проект программы дистанционного обучения)
Современное российское музыкальное образование, нацеленное на высокие профессиональные результаты в исполнительской практике, фактически не использует возможности и ресурсы новых информационных технологий в учебной и профессиональной деятельности. Такая ситуация приводит к отсутствию у педагогов детских музыкальных школ (ДМШ) и руководителей творческих коллективов умений и навыков в применении этих технологий в обучении, сложности в получении необходимой информации для повышения квалификации и переподготовки.

Целью проекта является адаптация современного музыкального образования к новейшим технологиям и отработка их вхождения в процесс обучения ДМШ, повышение квалификации преподавателей ДМШ и руководителей творческих коллективов, а также укрепление и расширение единого международного культурно-образовательного пространства.

Задачи проекта состоят в создании учебных модулей с эле¬ментами дистанционного обучения для педагогов ДМШ (с возможностью его частичного использования учащимися старших классов ДМШ) и руководителей творческих коллективов.

Основные направления деятельности по проекту:
  • стимулирование педагогов ДМШ и ДШИ в использовании возможностей ресурсов новых информационных технологий и интернет-технологий в их профессиональной деятельности;
  • внедрение инновационных учебно-образовательных программ, направленных на совершенствование профессионально¬го уровня преподавателей ДМШ и ДШИ;
  • развитие информационного ресурса по музыкальной культуре финно-угорских народов;
  • развитие и укрепление коммуникаций внутри профессиональной среды.
Социальная значимость проекта:
-    Социально-психологическая адаптация педагогов к новым информационным технологиям в сфере музыкального образования.
- Формирование толерантного отношения к представителям разных национальным культур, проживающим в Республике Карелия и за её пределами.
В условиях современного информационного потока многие люди слабо вовлечены в историю собственной локальной этнической культуры, а именно она, по мнению социолога из Санкт-Петербурга Светланы Лурье, «должна дать человеку возможности определить себя в мире и дать ему такой образ мира, в котором он мог бы действовать».

Воссоздание образа собственной этнической культуры возможно как за счет ее осмысления, так и за счет освоения иной, «чужой» культуры, сквозь призму которой ярче обозначатся особенности «своего». Кроме того, на процессах освоения, познания «чужой» культуры, адаптации ее к своей иерархии бытия строятся пути бесконфликтного сосуществования разных народов.

Наиболее остро вопросы самоидентификации встают в подростковом возрасте. Вступив в этот возраст, человек сталкивается с тайной своего изменчивого «Я». Интенсивный физический рост и переживания, связанные с ним, осязаемость проблем взрослой жизни, нарастающий груз ответственности вносят сильный диссонанс в «Я»-концепцию подростка. Необходима огромная работа по построению и укреплению этого «Я», которая проходит за счет освоения жизненного пространства и определения своего места в нем. Вопросы этнического самоопределения занимают значительное место в этом процессе, и в последнее время наблюдается их обострение.
Музыка, аккумулируя в себе и образование, и воспитание (через эмоцию), должна наиболее гармонично решить эту задачу. Психологическое определение содержания музыки дано выдающимся советским психологом Б.М.Тепловым: «Музыкальное со¬держание по существу своему есть эмоциональное переживание; внеэмоциональным путем нельзя постигнуть содержание музыки..., но оно не должно быть только эмоциональным. Восприятие музыки идет через эмоции, но эмоцией оно не кончается. В музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание». Кроме того, музыка, по сравнению с другими видами искусства, обладает явно меньшей понятийной и предметной конкретностью, она невербальна и всегда лично воспринимаема. Познавательная деятельность проходит здесь в большой и очень важной для человека сфере - сфере чувств. Осознавая чувства, вызванные музыкой, человек обогащается новыми для него переживаниями, обнаруживает в себе способность понимать людей, сопереживать и сочувствовать им, что имеет большое личное и социальное значение как важнейшее условие общения. В этом процессе акцент делается на воспитании личностных свойств учащихся, что соответствует личностно-ориентированной концепции современного образования.

Эти положения легли в основу концепции авторской программы «Музыкальная культура финно-угорского мира».

В задачи курса входит:
  • усвоение знаний о каждом финно-угорском народе (история, язык, этнография, музыка);
  • знакомство с жизнью и творчеством выдающихся национальных композиторов;
  • выявление роли и места традиционной музыки в творчестве профессиональных композиторов;
  • формирование представления о музыкальной культуре как части духовной культуры этноса;
  • развитие у учащихся воображения, творческих способностей;
  • воспитание внимательного и бережного отношения к членам своего и другого этносов, их культурным ценностям;
  • воспитание чувства патриотизма к своей родине.
В работе над программой предлагаются различные новаторские методические приемы (например, опорные конспекты по Шаталову В.Ф., принципы проблемного изложения материала и др.). (См. приложение)

В программе представлены возможные варианты ее трансформации для других образовательных учреждений. С учетом особенностей общеобразовательной школы эта программа может стать основой для курса «Музыкальная культура финно-угорско¬го мира» как продолжение курса «Музыка» и одним из разделов курса МХК (ориентировочно, в 9 классе).

Тематическое содержание программы состоит из двух блоков. Первый блок - «Традиционная культура финно-угорского мира» - посвящена истории, языку, этнографии и музыке финно-угорских народов. Последовательность изучения каждого народа зависит от степени родства и взаимовлияний разных куль¬тур друг на друга. Например, вместе изучаются народы ханты и манси, проживающие в непосредственной близости и имеющие много общих черт, а также венгры, имеющие с ними непосредственное угорское родство. Учащийся сможет проследить пути пространственных и временных перемещений финно-угорских народов, появление различий в культуре этих народов, связанных с приобретением новых «соседей», отчасти реконструировать образ мира этих людей.

Второй блок программы - «Профессиональная музыка фин¬но-угорских народов». Первый модуль этого блока посвящен крупнейшим национальным композиторамXXвека: З.Кодай и Б.Барток, Я.Сибелиус и Г.-Р.Синисало, А.Эшпай, В.Тормис и Э.Бергман. Деятельность композиторов рассматривается сточки зрения влияния национальной культуры на их творчество и места, которое они (композиторы) занимают в культуре этого народа.

Второй модуль - краеведческий. В него вошли произведения профессиональных композиторов Карелии, объединенные по значимым для музыкальной культуры Карелии темам, например, «Калевала» в профессиональной музыке Карелии», «Природа Карелии в музыке» и другие. Цель раздела - помочь учащимся осознать всю уникальность географического и социального положения, которое занимает Карелия, ее этнического многообразия, бесконфликтного сосуществования разных народов, что, несомненно, нашло отражение в искусстве и, в частности, в музыке композиторов Карелии.

Тематический план

1 ч    Введение
2 ч   
3 ч    Венгры
4ч    Ханты. Манси
5 ч    Саамы
6 ч    Мордва
7 ч    Марийцы
8 ч    Удмурты
9 ч    Творческая работа
10 ч    Эстонцы. Ливы
11 ч    Финны. Ингерманландцы
12 ч    Ижорцы.Водь
13 ч    Карелы
14ч    Вепсы
15 ч    Коми
16 ч    Творческая работа
17 ч    Введение
18 ч    Я. Сибелиус
19 ч   
20 ч    Б. Барток
21 ч   
22 ч    3. Кодай
23 ч    Г.-Р. Синисало
24 ч    В.Тормис
25 ч    А. Эшпай
26 ч    Э. Бергман
27 ч    Творческая работа
28 ч    "Калевала" в профессиональной музыке Карелии
29 ч   
30 ч    Традиционная музыка финно-угорских народов Карелии в творчестве профессиональных композиторов
31ч
32ч    Деятельность непрофессиональных композиторов
33 ч    Национальные самодеятельные коллективы Карелии
34ч    Песни о Карелии. Гимн Карелии
35 ч   Творческая работа

К каждой теме прилагается список рекомендуемой литературы и дискография.

Программа содержит ряд творческих заданий, рассчитанных на усвоение, закрепление и проверку знаний, полученных учащимися.

В Петрозаводске программа прошла частичную апробацию в классах с финским уклоном Гимназии № 3, в Педагогическом колледже № 1 на курсе со специализацией «Фольклорное творчество», на курсе по Истории музыки актерского факультета ПГК, а также курсах повышения квалификации учителей музыки и МХК Карельского института повышения квалификации работников образования в декабре 2000 и марте 2001 года.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz