Понедельник, 21.05.2018, 21:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Кушнеревич И.В. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИННОВАЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ЦИКЛА
Моделирование элементов будущей профессиональной деятельности в процессе обучения в классе исполнительских дисциплин является универсальной формой реализации педагогических инноваций. Это находит свое практическое воплощение в учебной работе, формы которой весьма разнообразны: овладение «техникой» профессиональной работы (умения и навыки в сфере творческой деятельности), развитие доминантных потребностей. Основными видами данного моделирования принято считать педагогическую и исполнительскую практику. Вместе с тем принцип моделирования должен пронизывать все без исключения учебные дисциплинь: и формы обучения, создавая тем самым условия для контекстного обучения. В этом состоит суть профориентационной работы в высшей музыкально-педагогической школе.

«Модель» домашних заданий студентов представляет собой нечто вроде репетиции, «сглаживания» процесса самостоятельной домашней работы молодого музыканта. Последнего информируют, вводят в курс дела: как целесообразно организовывать и проводить домашние занятия; в какой последовательности располагать материал, чередуя работу с отдыхом; разъясняют, как выявлять трудности, отдавать себе отчёт в них, намечать, соответственно, профессиональные цели и задачи, находить наиболее верные пути их решения, использовать наиболее продуктивные приемы и способы работы

Признавая первичным моментом в музыкально-исполнительском процессе создание возможно более содержательного и многогранного художественно-интерпретаторского образа, передовая фортепианная педагогика при всем различии существующих в ней творческих направлений постоянно ведет студента в сторону развития и совершенствования его музыкально-слуховой культуры. Из имеющихся в распоряжении средств достижения настоящей цели одно из наиболее специфичных и эффективных связано с работой над произведением без инструмента.

Инновационная игра [1] предлагает инновационное моделирование реальных ситуаций и устремлена и инновационному результату, в частности, новым проектам. Данная игра, являясь формой коллективных решений, отличается от традиционных форм обучения в микрофуппах следующими особенностями: неделегированностью, личностным началом, новыми связями, участием инициаторов и исполнителей. Поэтапная формула данной игры выглядит следующим образом: диагностика -игра - реализация. Диагностика предполагает анализ ситуации, выявление проблемы, что дает основание сформулировать цель и задачи данного типа игры. В процессе самой игры рождается проект их решения. Реализация проекта происходит на третьем этапе.

В группе в зависимости от характера игры распределяются роли: «генератор идей» определяет содержание, стратегию, намечает основные принципы достижения цели и задач игры; «эксперт» или «консультант» даёт оценку работы каждого входящего в группу, преодолевает конфликтные ситуации; «исполнитель» проявляет максимальную творческую активность: «критик» или «наблюдатель» отмечает, кто, какие и сколько допустил ошибок, скорость, уверенность в выполнении заданий и прочие положительные и негативные моменты. В игре предусмотрен обмен ролями, а также занятие саморефлексией и взаиморефлексией. Цель игры контролируется экспертной группой, которая обеспечивает использование результата на практике. Одним из вариантов инновационной игры в учебно-исполнительском процессе студентов-музыкантов является следующее задание-ситуация: по определенной теме или кратком/ фрагменту из исполняемого произведения предложить вариант аппликатуры, артикуляции, фразировки, фактуры сопровождения, варианты гармонизации, технических упражнений и т.д.

Сводная структура практической инновационной игры включает следующие элементы:
1.    Анализ ситуации.
2.    Выявление проблем и выделение ключевой проблемы, постановка задачи, выбор цели, разъяснение.
3.    Выработка проекта преобразований, стратегия и тактика. Проблемный круг обсуждений по принципу от слабого к сильному, при условии не повторять предыдущего в устном обобщении и добавить новое. Эксперт обосновывает, участники уточняют.
4.    Разработка программы реализации проекта, порядок работы, выбор
средств и способов действия. Уточнение задач и эскизное выполнение
своего варианта задания. Эксперт выделяет, дополняет, развивает и
обосновывает решение. Выбор оптимального решения.

Специалисты по игротехнике отмечают, что сама игра уже является
результатом, так как в ее процессе происходит ролевое развитие участников игры. Все вышеперечисленные инновационные формы и методы имеют место в разработанной нами технологии повышения качества специальной подготовки студентов-музыкантов. При рас¬смотрении отдельных методик особое внимание уделяется показу вариативности в реализации креативных методов и методах решения мыслительных задач; созданию проблемных ситуаций; демонстрации отдельных эффективных способов обучения; выполнению студентами самостоятельной работы.

Ознакомление студентов с активными методами и формами обучения осуществляется посредством инновационных игр. При выполнении студентами работ музыкально-исполнительского практикума используются учебные комплекты, включающие задания для самостоятельной

Литература
1. Цыркун И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. Мн., 2000.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz