Понедельник, 28.05.2018, 10:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Кузнецова В.А. РОЛЬ ТЕАТРА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Задача образования  в школе сегодня - подготовить  ребенка к тому, чтобы он смог не только «встроиться» в структуру социума, но и реализовать себя в творческой деятельности.

Творчество в широком смысле понимается как «мощь, способная открыть новые пути познания» [1, 15]. Смысл творческого развития ребенка в его активных усилиях, направленных на изменение себя, самоактуализацию. Лишь в  творческом процессе личность обретает свою сущность, развивает духовность, укрепляет нравственность. При этом акцент, по убеждению А. Маслоу, должен смещаться с творческих продуктов, технических новшеств и эстетических объектов как таковых на сам творческий процесс[2, 45]. « Творчество в широком смысле выступает как механизм развития, как взаимодействие, ведущее к развитию» [3, 37].

Основной целью обучения иностранному  языку является общее, языковое и речевое развитие ребенка средствами конкретного языка. Весь процесс изучения иностранного языка для ребенка выстраивается как процесс удовлетворения личностных, познавательных, игровых потребностей в общении. 

Особенности овладения ребенком  иностранного языка в наиболее «сензитивном» для него возрасте- дошкольном и младшешкольном- связаны прежде всего с непосредственностью детского восприятия, редкой откровенностью по отношению к взрослым, говорящим с ними на другом языке, со спонтанной, а порой инициативной реакцией на несколько иные формы общения. 

Общение в культурном пространстве - необходимое условие для самоопределения личности, ее успешного развития.  Продуктивность общения в условиях культурного многообразия зависит от умения сотрудничать с другими людьми. Основой такого сотрудничества является диалог.

Ребенок должен быть непосредственным и активным участником общения. Диалог как принцип человеческого существования включает всю полноту возможностей общения человека с миром. Здесь  общения носит конструктивный характер- ведет к переосмыслению своей позиции, нередко-  к новому видению проблемы и путей ее решения, формирует готовность оценить иную точку зрения, понять и, может быть, принять ее.

В театральном искусстве заложены широкие возможности для подготовки к диалогу с позиций современного образования: в театре происходит изучение разных объектов на уровне проживания ценностно-смысловых отношений, принимается как данность различие взглядов на мир  и его устройство, преодолеваются трудности на пути взаимопонимания через декодирование символики образов и т.д.  Театральное действие диалогично по сути, язык театра многофункционален и воздействует на зрителя в целом: театральное представление передает не только чисто художественную, но и  социально значимую информацию и становится средством общения  всех участников. В условном мире театральной игры ребенок учится ориентироваться в реальном мире.

В европейских странах накоплен немалый опыт развития диалогического способа общения по средствам театрального искусства. Проекты, связанные с искусством, дают импульсы для осмысления и развития новых возможностей и горизонтов деятельности.  Так, в Австрии, например, проводится ежегодный театральный фестиваль с участием детей с 1996 года.  В Москве ежегодно проходит более 10 крупных детских театральных фестивалей, среди которых есть мощные и известные, как например: «Театральные каникулы», «Веснушки», «Первоцветы».

Дети  не играют, а живут на сцене.  Главное в детском театре -  полнота и искренность проживания, энергия подлинного действия. Театр—это возможность для детей думать и действовать на сцене, где важна не техника, а внутреннее движение. Немаловажным является и тот факт, что дети живут сегодня, здесь и сейчас.  Если перенести на сцену частично реальный мир ребенка, то он  многое увидит по-новому, а важнее всего то, что он может научиться решать  проблемы, которые ,после того как они будут прожиты на сцене,  с меньшими потерями для себя и окружающих. Детские спектакли дышат искренностью, что не может никого оставить равнодушным.

Таким образом, сцена - это место раскрепощения, перевоплощения, игры,  раскрытие себя для нового.  Изучая иностранный язык в действии и движении, ощущая потребность в новых формах, словах и выражениях, ребенок не только развивается сам,  он также стремится узнать все больше о языке и о культуре той страны, где разговаривают на этом языке, но главное он  воспитывает толерантность к «другим» детям.
 
Список литературы

1.    Искусство и воспитание // Искусство в школе – 2002. - №1.
2.    Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы – М.: Смысл, 1999
3.    Психология творчества / Под редакцией Я. Л. Пономарева. –М.: Наука, 1990

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz