Понедельник, 28.05.2018, 10:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Нижникова А.Б. РОЛЬ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Певческая культура - профессионально значимое качество учителя музыки. Важным условием эффективного формирования певческой культуры учителя музыки является включение в вокально-педагогический процесс комплекса творческих заданий, позволяющих постепенно выводить студентов на самостоятельный уровень решения вокальных творческих задач будущего учителя музыки.

Творческий уровень усвоения человеком опыта предполагает, при известной лишь в общей форме цели деятельности, поиск подходя¬щей ситуации и действий, ведущих к достижению этой цели. В результате такого продуктивного действия творческого типа «создается объективно новая ориентировочная основа деятельности» [1, с. 56]. В основе творческого задания лежит проблемная ситуация, модель которой представляет собой учебно-познавательную задачу [3, с. 98]. как отмечает А.И. Ковалев, творческие задания должны: способствовать удовлетворению потребности личности студента в творчестве, в насыщении новыми знаниями, в преодолении трудностей; предоставлять студенту свободу выбора способа решения; обладать новизной, свежестью восприятия, повышенной сензитивностью к себе; вызывать у студента аксиологический интерес [2, с. 78].

Применительно к условиям формирования певческой культуры учителя музыки творческие задания имеют определенную специфику. Разрешение проблемной ситуации, лежащей в их основе, требует избирательной актуализации имеющихся у студентов философско-эстетических, психолого-педагогических, специальных знаний, музыкально-исполнительских умений.

Такие творческие задания могут быть классифицированы по видам в рамках учебной вокальной деятельности: работа над вокальными упражнениями и вокализами; подбор репертуара; чтение с листа; транспонирование; работа над вокальными произведениями и их исполнение.

Использование творческих заданий по указанным видам вокальной работы предусматривает последовательное включение заданий каждого вида в учебный процесс и допускает вариативный подход.
Формирование певческой культуры учителя музыки на основе использования  творческих   заданий   имеет  свою   специфику и предполагает:
•    приведение процесса вокального обучения учителя музыки в соответствие с современным уровнем профессионального образования;
•    направленность на комплексное развитие компонентов певческой культуры, постепенный переход студентов к самостоятельному поиску решений творческих вокально-исполнительских задач, активизацию певческого музицирования, мотивирование студентов к овладению художественными и техническими составляющими певческой культуры, элементами вокально-методической подготовки;
•    комплексное применение методов «наведения», упражнений, фонетического, «концентрического», объяснительно-иллюстративного, синхронического и диахронического анализа вокальных произведений;
•    использование предыдущего музыкально-исполнительского опыта студентов;
» изучение разнообразного вокального репертуара (вокальных произведений повышенной трудности - в эскизной форме);
•    индивидуальный подбор учебного вокального материала и приемов его освоения;
•    недопустимость «формального», невыразительного пения упражнений и вокализов, а также вокальных произведений на этапе разбора и разучивания, при чтении с листа и транспонировании голосом;
•    самостоятельную работу студентов: в систематической тренировке и подготовке к пению своего голосового аппарата, базирующуюся на осознании ими процесса голосообразования (исключая саморегулирующиеся процессы); в овладении комплексом вокальных упражнений с их методическим осмыслением; над подбором учебного репертуара и его освоением, транспонированием и чтением с листа;
•    участие студентов в вокальной работе с другими студентами, введение элементов взаимообучения;
•    моделирование ситуаций публичного выступления и певческого музицирования в будущей профессиональной педагогической деятельности;
•    постепенное увеличение сложности и возрастание степени проблемности вокально-исполнительских и вокально-методических задач, предлагаемых для решения студентам в процессе выполнения творческих заданий каждого вида.

Выполнение студентами творческих заданий в процессе вокальной подготовки на музыкально-педагогическом факультете способствует становлению мотивации певческой деятельности, развитию творческого отношения к интерпретации вокальных произведений, овладению основами вокальной технологии.

Литература
1.    Беспалько 8. П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
2.    Ковалев А. И. Формирование творческой активности будущих учителей музыки в процессе изучения дисциплин музыкально-исполнительского цикла : дис. ... канд. пед.наук., 2001
3.    Посталюк М. Ю. Творческий стиль деятельности: Педагогический аспект. Казань, 1989.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz