Понедельник, 28.05.2018, 10:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Орлова И.П. «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРОВ СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Подготовка педагогов к различным аспектам педагогической деятельности была и остается актуальной проблемой, несмотря на достаточно пристальное внимание к ней ряда крупнейших ученых: О.А.Абдуллиной, Ю. К. Бабанского, Л. К. Веретенниковой, Д. И. Водзинского. А.В.Гавриловен, А. А. Гримотя, О.И.Жмуркиной, Т.А.Ильиной, И.И.Казимирской, Н.В.Кузьм и ной, Р.С. Пионовой, В.А.Сластснипа, А.П.Сманцера, И.И.Цыркуна, К.С Черевик. Н.М.Шакировой и др.

Учителя начальной школы - особые специалисты (владеют методикой преподавания более десяти учебных дисциплин и воспитания). Организация созидательной внеурочной деятельности учащихся - одна из функций специалистов этого профиля. В последнее время наблюдается тенденция «двойных специальностей». На базе педагогического факультета учреждения образования «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова» подготовка учителей названного профиля проводится по следующим специальностям: «Начальное образование. Иностранный язык», «Начальное образование Социальная педагогика», «Начальное образование. Музыкальное искусство».

В подготовке будущих учителей к организации внеурочного музыкального творчества школьников значимое место занимает обучение их игре на музыкальном инструменте. Умения исполнять на баяне, аккордеоне музыкальное произведение, аккомпанировать хоровому и сольному пению, играть разучиваемые хоровые партии содействуют проведению полноценных музыкальных занятий с детьми, помогают обогатить выполнение школьного песенного репертуара, а также развернуть внеурочную музыкальную работу.

Одной из обязательных дисциплин, включенных в учебный план вышеназванных специальностей, является «Музыкальный инструмент». В процессе занятий происходит обучение студентов музыкальной грамоте, исполнительским навыкам на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, аккордеон), навыкам музыкально-созидательной деятельности, развитие музыкальных вкусов, предпочтений, в целом формирование музыкальной культуры.

Занятия по музыкальному инструменту, согласно учебному плану педагогического факультета, входят в блок специальных дисциплин университетской подготовки будущих учителей начальных классов. Содержание, мелодика проведения занятий строятся исходя из того, что студенты данной специализации, как правило, не имеют музыкальной подготовки.

Наше исследование позволило выявить этапы университетской подготовки учителей к выполнению функции организатора созидательной внеурочной деятельности школьников:
I    этап - формирование потребностей и направленности на творчество, самопознание и самосовершенствование, а также на приобретение первичных умений и навыков творческого усвоения знаний и способов творческой самореализации;
II    этап - педагогическое обеспечение осознания студентами того, что основа творчества учителя - профессиональные знания, профессиональная готовность к организации взаимодействия с учениками, включая навыки конструирования и моделирования в учебно-воспитательном процессе специальных условий для творческой самореализации ребенка;
III    этап - формирование готовности будущего учителя к принятию педагогических решений, т.е. интеграция профессиональных знаний и преобразование их в форму практического творческого действия: самопознание будущим учителем себя как творческой индивидуальности.
Важнейшим стимулятором процесса созидания являются позитивные эмоции, иначе эмоционально насыщенная, нравственно богатая сфера общения, человеческие отношения. Музыка же - система взаимообусловленных обозначений, в которой заложена информация, и потому эмоций содержать не может. По отношению к музыке, эмоции вторичны, производим. Они являются определенным следствием, возникающим у субъекта под воздействием музыкальных сигналов. Немаловажную роль в процессе подготовки организаторов музыкального внеурочного творчества детей играет индивидуальная форма проведения занятий по музыкальному инструменту.

В процесс изучения дисциплины предусмотрены учебные часы самостоятельной работы студента, контролируемой преподавателем. Вариантами результативности этой работы выступают следующие формы: а) самостоятельное разучивание и художественное исполнение студентом музыкальных произведений; б) написание аннотаций разучиваемых произведений, рефератов; в) выполнение творческого задания (досочинение музыкальной мысли, вариации; подбор по слуху мелодии, аккомпанемента и т.п.).

Грамотное сочетание учебных аудиторных и самостоятельных занятий, определение конкретных требующих решения проблем на каждом из этапов подготовки, выбор методического обеспечения, тесный комфортный психологический контакт педагога и студента позволят обеспечить грамотного, высококвалифицированного специалиста.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz