Понедельник, 28.05.2018, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Орлова И.П. ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРОВ ВНЕУРОЧНОГО ТВОРЧЕСТВА ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ИНСТРУМЕНТУ
В последнее время в педагогических исследованиях наблюдается растущий интерес к изучению проблемы подготовки педагогов к различным аспектам педагогической деятельности (О. А. Абдуллина, Ю. К. Бабанский, Л. К. Веретенникова, Д. И. Водзинский, А. В. Гавриловен., А. А. Гримоть, О. И. Жмуркина, Т. А. Ильина, И. И. Казимирская, Н. В. Кузьмина, Р. С. Пионова, В. А. Сластенин, А. П. Сманцер, И. И. Цыркун, К. С. Черевик, Н. М. Шакирова и др.). Проблема же подготовки студентов к организации созидательной внеурочной музыкальной деятельности (СВМД) школьников не являлась предметом специального изучения.

Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить ряд сложностей и особенностей, существующих в настоящее время в сфере организации созидательной внеурочной деятельности (ОВД) учащихся: объективные (современная модель школы считается в целом нетрудовой, «иждивенческо-потребительской»; теоретическая «недоразработанность» затронутой проблемы педагогами-исследователями; неэффективность существующей подготовки организаторов ОВД школьников) и субъективные (недооценка учителем роли созидательной деятельности ребенка во внеурочной сфере, боязнь педагога собственного творческого «раскрепощения-раскрытия» в ^регламентированной внеурочной сфере).

В нашей работе мы рассматриваем ОВД школьника как процесс детского творчества, организованный учителем во внеурочное время, результатом которого является создание ребенком оригинальных продуктов деятельности, личностное развитие, формирование отношения к окружающим предметам и социальному миру, к себе
Важнейшим стимулятором процесса созидания являются позитив¬ные эмоции, иначе эмоционально насыщенная, нравственно богатая сфера общения, человеческие отношения. Одним из направлений творческого процесса является музыкальная деятельность. Эмоциональность музыкального языка относительна, поскольку эмоции присущи лишь субъекту познания — человеку. Музыка же — система взаимообусловленных обозначений, в которой заложена информация, и потому эмоций содержать не может. По отношению к музыке, эмоции вторичны, производны. Они являются определенным следствием, возникающим у субъекта под воздействием музыкальных сигналов.

Учителя начальной школы — особые специалисты (владеют методикой преподавания более десяти учебных дисциплин, методикой воспитательной работы). Организация созидательной внеурочной деятельности учащихся — одна из функций специалистов данного профиля. В последнее время наблюдается тенденция «двойных специальностей». На базе педагогического факультета УО «Витебский государственный университет имени П. М. Машерова» подготовка учителей данного профиля проводится по следующим специальностям: «Начальное образование. Иностранный язык», «Начальное образование. Социальная педагогика», «Начальное образование. Музыкальное искусство».

Одной из обязательных дисциплин, включенных в учебный план названных специальностей, является «Музыкальный инструмент»: обучение студентов музыкальной грамоте, исполнительским навыкам игры на музыкальных инструментах (фортепиано, баян, аккордеон), навыкам музыкально-созидательной деятельности, развитие музыкальных вкусов, предпочтений, в целом формирование музыкальной культуры. Преподавание этой дисциплины осуществляется в процессе индивидуальных практических занятий.

Кроме вышеназванной подготовки в университете (с учетом многоуровневой системы высшего образования) возможно «углубление» педагогической подготовки в магистратуре, и «специализация» в аспирантуре. Наше исследование позволило выявить педагогические условия, стимулирующие и совершенствующие процесс подготовки учителей начальной школы к организации СВМД школьников: субъектная ориентация педагогического процесса в университете; формирование опыта продуктивной деятельности и эмоционально-ценностного отношения будущих специалистов; инновационные формы организации работы будущих организаторов СВД школьников.

Важная задача при подготовке педагогов к организации внеурочного музыкального творчества детей - научить молодого специалиста оптимально сочетать свои профессиональные организаторские и личностные креативные качества. Правильное сочетание этих качеств позволит организатору СВД детей избежать чрезмерной «заорганизованности» либо, наоборот, хаотичности - это все «губит» творческий порыв, сковывает процесс творчества, мешает внутреннему раскрепощению воспитанника. Индивидуальные практические занятия по музыкальному инструменту являются лучшим путем для обучения студентов и формирование их педагогических качеств.

Таким образом, индивидуальные практические занятия по музыкальному инструменту, в процессе которых происходит тесный контакт личности преподавателя и студента, являются одним из эффективных путей решения проблемы подготовки будущих организаторов внеурочного музыкального творчества школьников.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz