Понедельник, 28.05.2018, 10:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Орлова И.П. РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО РИТМИКЕ
Ритм – временная структура любых воспринимаемых процессов. Ритм основан на соизмеримости, рациональности, равномерности и устойчивой повторности.
Ритмичность присуща самой природе, где все процессы и явления имеют определенную цикличность. В общем, любой процесс движения и развития связан с ритмом: ритмичны тысячелетние колебания галактик и мгновенные повторы в жизни микроорганизмов, ритмичны смена времен года и смена дня и ночи, ритмична работа человеческого организма (биоритмы). Но есть ритмы, созданные непосредственно человеком. К примеру, поэтический или музыкальный ритм.

На заре человеческой цивилизации древние люди использовали ритм и звук как систему сигналов, к примеру, предупреждающий сородичей об опасности. В дальнейшем, в период формирования человеческой речи происходило развитие звуковысотных и ритмических соотношений: к примеру, выражения различных эмоций (радости, печали, страха и т.п.) сопровождалась разновысотными звуками в речи, периодично повторяющимися. Например, в музыке ритм является одним из центральных, основополагающих элементов, обуславливающий ту или иную закономерность в распределении (организации) звуков во времени.

Проблеме музыкального ритма, посвящено множество работ известных музыковедов. Суть в том, что неразвивающихся способностей в природе не существует и существовать не может (Б.М.Теплов). Итак, чувство музыкального ритма развиваемо. Другой вопрос: в какой степени это можно развить, и каковы пределы эффективности педагогической реализации.

Итак, ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и несет в себе эмоционально-выразительную и художественно-смысловую нагрузку.
Из сказанного вытекает, что подбор художественно-смыслового музыкального материала и эмоционально-выразительное его воспроизведение (исполнение) создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения.

Кроме вышеназванного, чувство музыкального ритма характеризуется двигательно-моторной особенностью. Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями. Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека, так или иначе, опосредуется его мышечным чувством. Э. Жак-Далькроз писал, что без теменных ощущений ритма не может быть воспринят ритм музыкальный. В образовании и развитии чувства ритма участвует все наше тело.

Музыка – это эмоции, ритм, а ритм – это такой компонент музыки, который наиболее натурально отражен в движении. Поэтому музыкально-ритмическая деятельность так нравится студентам, привлекает их своей эмоциональностью и возможностью активно выразить чувства...

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz