Воскресенье, 16.12.2018, 20:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Печелюнас Р.К. ОПТИМИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ ГАРМОНИЧЕСКОГО СЛУХА
Важное место в процессе воспитания занимает внешкольная вокальная деятельность как фактор, влияющий на преемственность вокальной культуры личности. Назначение развития навыков пения во внеурочной деятельности - раскрыть перед, ребенком мир музыки, а пение преподать как личную ценность культуры [1; 4]. В виду того, что возможности вокальной деятельности учеников начальных классов ограничены, необходимо развивать умения и навыки всего комплекса компонентов, составляющих вокальную культуру [5]. В выступлении ограничимся только одним из музыкальных компонентов, важных для развития вокальной культуры детей, - исследованием гармонического слуха.

Цель исследования - оптимизация развития гармонического слуха учеников начальных классов во внеурочной деятельности (хоровое пение).
Задачи исследования:
1.    Установить уровень развитости гармонического слуха учеников
начальных классов.
2.    Выяснить эффективность развития гармонического слуха
учеников начальных классов.
Методы исследования: диагностический метод, формирующий эксперимент, статистический анализ данных исследования.

Установить уровень вокальной культуры учеников довольно сложно, так как его личностный уровень определяют множество врожденных и приобретенных способностей и навыков [3]. Это достигается только при развитии всех способностей одновременно. Для этого выдвигаются следующие задачи:
1. Воспитание должно быть комплексным, предоставляющим возможность пользоваться всевозможными видами музицирования (пение, игра на инструменте, слушание, творчество, интерпретация и т. д.).
2.    Воспитание должно быть сбалансированным (сочетание музыкальной выразительности и познания музыки при приоритете пения; сочетание уровней восприятия знаний — познание, анализ, оценка).
3.    Воспитание должно быть последовательным, с применением целенаправленных методов и охватывающее четыре тесно взаимодействующие области: музицирование и творчество, восприятие музыкального языка, познание музыкальной культуры, оценку музыки.

Стремясь полнее раскрыть уровень развития гармонического слуха детей, мы выделили три уровня достижений: I - минимальный (низкий), II - средний, III- высокий уровень. Постоянное развитие способностей гармонического слуха позволяет им перейти с низкого уровня достижений на более высокий. При переходе в другой возрастной период все идет по тому же принципу, но стандарты достижений и уровень развитости способностей измеряется по требованиям, которые предъявляются этому возрастному периоду [2].

Очень важным является первоначальное развитие гармонического слуха. Оно осуществляется не на основе восприятия созвучий, а на основе соотношений звуков по высоте. Следует отметить, что сила гармонических образов, которая проявляется при восприятии мелодии, чаще всего бывает довольно слабой [5], но при определенных условиях эти образы могут достичь высокой силы и яркости. Для этого необходимы три условия:
  1. Чем меньше разных звуков воспринимается последовательно, тем сильнее гармонический образ. Наиболее яркий образ складывается из двух последовательно воспринимаемых звуков.
  2. Многократное повторение одного звука укрепляет гармоничный комплекс образа.
  3. Легче всего составляются гармоничные образы созвучий из консонирующих интервалов.
Развитие гармонического слуха. Развитие гармонического слуха в этом исследовании не выделялось из процесса общего музыкального развития. К сознательному развитию гармонического слуха мы приступили только на втором году обучения, потому что гармонический слух начинает быстрее развиваться в III-VI классе.

Желая выяснить уровень развития гармонического слуха учеников начальных классов, мы провели констатирующее исследование, в котором принимали участие 153 ученика классов, поющие в хорах. Они были разделены на контрольную и экспериментальную группы.

Данные исследования показали, что гармонический слух детей этого возраста развит слабо. Статистическая обработка данных показала, что различий между группами нет, (х2 = 2,732: df = 3: р = 0.435., гармонический слух детей обеих групп развит слабо.

Экспериментальное исследование, через год после того, как дети начали петь в хоре, было проведено измерение гармонического слуха, которое показало, что низкий уровень присущ довольно большому проценту учеников (42,9 % в экспериментальной группе и 42,1 % в контрольной группе). Средний уровень был приблизительно у 20 % учеников, а третий (высокий) уровень приблизительно у 38 % учеников. Мы думаем, что данные эксперимента соответствуют натуральному развитию детей. Зная, что гармонический слух быстрее развивается в старших классах, мы положительно оцениваем полученные результаты. Существенные различия не наблюдаются и при статистической обработке данных (х2= 3,506; df = 3; р = 0,320).

Еще через год проведено второе измерение уровня развития гармонического слуха. Как показывают данные исследования, между контрольной и экспериментальной группами существует большая разница (в первый уровень попало 38 %, во второй - 37 % и в третий -25 % детей из контрольной группы. Результаты в экспериментальной группе распределились следующим образом: I уровень - 5%, II уровень - 15% и III уровень - 80% детей). Тесты статистического анализа (х2= 29,628; df = 3; р = 0,001) показывают, что между группами существует значительное различие.

Обобщая исследование, можно сделать следующие выводы:
1.    Констатирован невысокий уровень развития гармонического слуха у учащихся.
2.    Целенаправленное и последовательное пение в хоре во время внеурочной деятельности позволяет эффективно развивать гармонический слух учеников.
3.    Для оптимизации функционирования гармонического слуха необходимо воспитание слуха мелодического, поскольку оно в значительной мере облегчает развитие гармонического слуха.

Литература
1.    Bendrojo issilavinimo standartai. I—X klases projektas I. Vilnius, 1998.
2.    Gage N. L, Berliner D. C. Pedagogine psichologiia. Vilnius: Aima litera, 1994.
3.    Mills J. Music in the Primary School. Cambridge U-ty Press, 1991.
4.    Тельчарова P. А. Уооки музыкальной культуры. M.. 1991.
5.    Теплев Б. М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz