Воскресенье, 16.12.2018, 20:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Плохов А.В. РОЛЬ СПЕЦКУРСА «ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ» В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Глубокие изменения, происходящие в жизни нашего общества, не могли не коснуться сферы преподавания музыки в школе. Они выдвинули новые требования к подготовке учителя музыки, среди которых одно из ведущих мест занимает развитие творческой самостоятельности студентов, их способности к интеграции и практическому применению полученных знаний, умений и навыков.

Развитие творческой самостоятельности всегда стояло в центре внимания музыкальной педагогики, оно в разной степени осуществляется в рамках каждой учебной дисциплины, однако в курсе «Исполнительский анализ музыкального произведения» развитие самостоятельности впервые стало основной целью обучения.

Введение спецкурса «Исполнительский анализ музыкального произведения» в учебный план по специальности «Музыкальное образование» связано с особенностями профессиональной деятельности учителя музыки. Исполнение на инструменте является не просто желательной, а необходимой частью его работы. При этом нужно художественно полноценно и убедительно исполнять достаточно обширный и постоянно обновляющийся репертуар, включающий весь спектр жанров и стилевых направлений. Повышение требований к качеству владения инструментом, необходимость знания стилевых особенностей произведений различных авторов и способов их воплощения поставили задачу ознакомления студентов с общими закономерностями работы над музыкальным произведением как с точки зрения его осмысления, так и с позиции его полноценной исполнительское реализации.

Особенностью работы учителя музыки является то, что он -«говорящий пианист». Комментированное исполнение - профессиональная необходимость в его деятельности. При этом не должно быть рассогласования между сказанным и исполненным, вербальная оценка произведения ориентируется не на «идеальный звуковой объект», а на собственную интерпретацию, которую желательно привести в соответствие с образно-звуковым представлением. Умение анализировать должно сочетаться со способностью к исполнительской реализации собственных образных представлений. При этом публичный характер исполнения перед чуткой детской аудиторией требует яркого, образного прочтения, способного пробудить эмоциональный отклик, что возможно на основе не формального воспроизведения текста, а личного отношения к исполняемому.

Спецкурс «Исполнительский анализ музыкального произведения» ставит своей целью создание предпосылок и условий для самостоятельной работы над музыкой любого стиля, жанра и формы как с точки зрения ее индивидуального осмысления, так и с позиции полноценной исполнительской реализации с учетом общих закономерностей исполнения. Он является интегрирующей дисциплиной, способствующей преодолению существующего разрыва между теоретическими знаниями студентов и исполнительством. Практика показывает, что чаще всего в процессе работы над сочинением студенты лишь в минимальной степени используют знания, полученные при изучении других учебных дисциплин. Возможно более полное включение всего круга знаний (тезауруса) студента в исполнительскую сферу является одной из задач курса. Это позволит сделать процесс выучивания более продуктивным и осмысленным. В свою очередь, активизация мысли¬тельной деятельности в процессе освоения произведения выявляет «узкие места» в теоретических знаниях студентов, наглядно демонстрируя безусловную практическую значимость теории для успешной исполнительской и педагогической работы. Для конкретизации путей исполнительского решения художественных задач в курсе даются сведения о закономерностях и средствах исполнения с использованием данных теории и истории исполнительства, музыкальной акустики, педагогики и психологии.
В связи с этим основными задачами спецкурса являются:
  • обоснование роли исполнительского анализа как метода исполнительского освоения музыкального произведения на основе индивидуального аналитико-синтетического процесса постижения образно-смыслового содержания произведения и отбора средств для его воплощения;
  • изложение основ методики исполнительского анализа музыкального произведения во взаимосвязи с дисциплинами общенаучного, музыкально-теоретического и исполнительского циклов;
  • воспитание осмысленности интерпретационных решений на основе тщательного анализа авторского текста;
  • ознакомление студентов с общими закономерностями музыкального исполнения во взаимосвязи системы исполнительских средств воплощения с концепцией произведения и композиторским стилем;
  • выявление особенностей исполнительского анализа в работе над произведениями конкретных стилей и авторов.
Исполнительский анализ музыкальных произведений не дублирует содержание курсов анализа музыкальных произведений, истории музыки, методики, эстетики и других. Он привлекает, объединяет и использует необходимые содержательные моменты, понятийный аппарат и методы других дисциплин с целью наиболее точного и художественно убедительного исполнительского воплощения музыкальных произведений. Направленность курса на решение исполнительских задач помогает студентам убедиться в неразрывности и многообразии связей исполнительского творчества с окружающим миром и в практической значимости полученных в вузе творческих знаний.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz