Воскресенье, 16.12.2018, 19:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Преснякова Н.А. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ЧТЕНИЯ С ЛИСТА КАК КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Организация музыкального воспитания в педагогическом колледже ориентирована на становление музыкальной культуры худущего специалиста. Преобразующая эффективность взаимосвязи систем музыкального искусства и культуры зависит от множества факторов и педагогических условий. Одним из основных факторов педагогического воздействия на становление музыкальной культуры специалиста является система конкретных способов воздействия.

Профессиональная культура учителя музыки требует владения навыками чтения с листа. Для овладения процессом беглого чтения нот с листа необходимо учитывать следующие условия [1, с. 137]:
•    быстрое распознавание в нотной записи главной темы, мелодических и ритмических форм и интонаций, гармонических комплексов и оборотов;
•    способность к быстрому переключению в неожиданных ситуациях: резких сменах лада, тональности, фактуре, ритме, размере, характере звучания;
•    целостное и связное исполнение неизвестного произведения в темпе, соответствующем характеру музыкального содержания (безостановочная игра);
•    эмоционально-ценностное восприятие и переживание произведения.
Условия требуют обязательного выполнения. Умение их использовать на практике зависит от индивидуальных особенностей личности.

Успешность прочитывания нот обеспечивается рядом приемов [1, с. 138]:
1.    Предварительное прочтение глазами — зрительный обзор нотного текста, содержащий общий анализ и внутренне слуховую игру.
2.    Обобщенное чтение — опора при считывании нот на типовые формулы фортепианной фактуры: гаммы, арпеджио, фигурации, виды аккомпанементов.
3.    Смысловая группировка нот — умение воспринимать нотную запись целостно: группировка нот на уровне интервалов, аккордов, небольших мелодических построений; чтение с преобладанием слухового процесса.
4.    Структурное чтение — удерживание целостных структур текста: фраз, предложений, повторяющихся построений.
5.    Упрощение фактуры — облегчение фактуры фортепианного изложения, не затрагивающее функционального баса и мелодической линии.
6.    Игра «вслепую», не глядя на руки — быстрая ориентировка на клавиатуре с помощью периферического (бокового) зрения.
8. Мысленное опережение — «забегание глазами вперед» исполняемого фрагмента и его запоминание.

Любое формирование навыков требует постоянного закрепления в самостоятельной работе, которую можно выстраивать по следующему алгоритму [3; 48]:
1.    Определение характера, образного содержания, звучания произведения (анализ средств музыкальной выразительности).
2.    Постановка задач, основанных на знании закономерностей исполнения определенных фактур: игра мелодии и аккомпанемента, обращение внимания на вид фактурного изложения аккомпанемента, подбор удобной аппликатуры.
3.    Работа над ритмом (произнесение мелодической линии «в ритме»).
4.    Определение фразировки и кульминации.
5.    Выделение сложных мест и определение трудностей (ритмической, технической, фактурной, аппликатурной, исполнительской).
6.    Охват нотного текста на несколько тактов вперед от предыдущего.
7.    Игра без остановок (заключается в упрощении фактуры).
8.    Исполнение произведения, близкого по характеру к замыслу автора.
9.    Анализ своих достижений и недостатков в чтении музыки с листа.
10. Систематические занятия и упражнения. (Обращение к разнообразным музыкальным текстам по стилю, фактуре).

Проблемами поиска методики быстрого овладения навыками игры с листа занимались многие педагоги-музыканты. Так, В. В. Подольская считает, что нужен особый вид тренировки, который состоит из ряда
компонентов [2, с. 108]:
  • упругий ритм - заключается в вырабатывании у учащихся выдержки на темп и DHTM. т. е. умения от начала до конца сыграть произведение очень ритмично, в настоящем темпе (допускаются фальшивые ноты);
  • умение выделить в фортепианной партии основное (гармонию и характерные интонации) - научиться видеть и играть в насыщенной фактуре даже минимум верных нот, соблюдая при этом четкий ритм (не допуская фальши);
  • настороженность слухового и зрительного внимания;
  • память на «условности» - выполнение и ориентирование в непредвиденных поправках к исполнению.
Формирование навыка чтения нот с листа зависит от многих обстоятельств: от систематической и сознательной работы, от целенаправленности приемов. Разнообразность методических приемов позволяет остановиться на соответствующем выборе, учитывая индивидуальность каждой личности.

Мы считаем, что культура - это не только система ценностей, но и динамичный процесс профессиональной деятельности, направленный на самораскрытие творческого потенциала специалиста. Развитие навыков чтения с листа способствует становлению профессиональной культуры учителя музыки.

Литература
1.    Теория и методика обучения игре на фортепиано / под ред. А. Г. Каузовой, А. И. Николаевой. М., 2001. С. 131 -139.
2.    Подольская В. В. Развитие навыков аккомпанемента с листа // О работе концертмейстера / ред.-сост. М. Смирнов. М., 1974. С. 88—109.
3.    Из банка методических идей /сост. В. В. Феськов. Гомель., 2001. С. 47-49.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz