Понедельник, 28.05.2018, 10:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Пугач Т.В. СПЕЦИФИКА ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Воспитание и обучение музыканта - сложный и многогранный процесс. Можно различить в нем две стороны, на практике тесно связанные: 1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, своих знаний, умений, приемов исполнительской работы; 2) раскрытие, выявление и «взращивание» лучших задатков, заложенных в ученике. Педагогическое мастерство проявляется в органичном сочетании этих двух сторон воспитания.

Не случайно Д.Б. Кабалевский из всех умений, которые должны быть у учителя музыки, прежде всего, выделяет умение владеть инструментом. Это очень важно, ибо живое исполнение связано с большим эмоциональным воздействием музыки на учащихся; кроме того, при живом исполнении учитель может остановиться, повторить какое-либо место, обращая внимание школьников на отдельные моменты музыкальной выразительности, и наконец, играющий учитель всегда обладает в глазах учащихся большим авторитетом, чем неиграющий.

Исполняя различные произведения, учитель знакомит школьников с историей их создания, учит отличать стилистические особенности и средства музыкальной выразительности различных композиторских школ. Постоянно выступая на уроке в роли исполнителя, иллюстратора, аккомпаниатора, учитель музыки и во внеклассной музыкально-образовательной и воспитательной работе использует свое умение играть на инструменте (лекции-концерты, беседы у рояля, занятия с детьми в группе продленного дня, в инструментальных кружках и т.д.).

Говоря об инструментальной подготовке, мы имеем в виду подготовку по фортепиано, так как этим инструментом пользуется большая часть учителей. Кроме того, и те учителя, для кого основным инструментом является баян или аккордеон, должны хорошо играть на фортепиано: готовясь в вузе к работе в школе, они изучают фортепиано как дополнительный инструмент. Почему же мы отдаем предпочтение фортепиано, считая, что именно этот инструмент наиболее полно отвечает целям и задачам проведения урока? В соответствии с программой урока музыки в школе учителю приходится играть много произведений, написанных специально для фортепиано.

Кроме того, разучивая в классе песню, он одной рукой дирижирует, а другой аккомпанирует либо играет партитуру. Сделать учитель это может, преимущественно используя фортепиано.

Исполнительская деятельность учителя должна быть тесно связана со школой, а репертуар, которым он владеет, должен дополнять и , расширять рамки программы уроков музыки. В исполнительский репертуар учителя, безусловно, должны быть включены произведения для разных возрастных групп школьников: младших, средних и старших классов. И если в начальных классах эти произведения достаточно просты, то репертуар для старших классов требует высокого уровня профессиональных навыков и умений. Качество исполнения служит одним из показателей педагогического мастерства учителя; к тому же, чем богаче запас произведений, которые учитель может исполнять на хорошем профессиональном уровне, тем выше будет его авторитет, плодотворнее итоги воспитательной работы средствами музыки.

Говоря об исполнительской деятельности учителя, следует подчеркнуть, что речь идет не об исполнении «вообще», а об 1 исполнении для детей: играть надо ярко, образно, эмоционально, доходчиво, имея постоянный контакт с классом. При исполнении произведения учителю необходимо быть особенно требовательным к себе и постоянно помнить, что музыка должна будить творческую фантазию детей, способствовать формированию ассоциативно-образного и логического мышления.
Как показывает практика, обычно наиболее трудным для учителя бывает подбирать по слуху и транспонировать. Отсутствие этих навыков ограничивает возможности ведения урока музыки и внеклассной работы. Овладение же навыками чтения с листа, подбора по слуху и транспонирования позволяет учителю значительно быстрее освоить достаточно широкий песенный репертуар; избежать излишнего форсирования детских голосов при исполнении сочинений, написанных в неудобных для детей тональностях, подбирать по просьбе учащихся произведения или отрывки из них.

Итак, одним из проявлений музыкальной образованности учителя является его исполнительская культура. В своей профессиональной деятельности ему постоянно приходится выступать в РОЛИ исполните¬ля, а для этого необходимо свободное владение инструментом, умение осмысливать и осваивать музыкальный материал и, творчески интерпретируя, доносить его до слушателей.

Литература
1.    Арчажникова Л, Г. Профессия - учитель музыки : кн. для учителя. М., 1984.
2.    Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1983.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz