Понедельник, 28.05.2018, 10:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Рабцевич И.А. АКТУАЛИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ФОРТЕПИАННОГО НАСЛЕДИЯ
Исследование возможностей национального культурного наследия в формировании личности будущего педагога-музыканта всегда осознавалось преподавателями специальных музыкальных дисциплин. Работа по актуализации творческого потенциала студента в процессе индивидуальных занятий предполагает проведение определенной репертуарной политики, способствующей формированию основ национального самосознания. Национальное самосознание проявляет себя в результате влияния среды, в нашем случае - национальной, опосредуется личностной практикой субъекта музыкально-образовательного процесса, приобретает в результате этого эмоционально-оценочную окраску и превращается в субъективную установку и регулятор поведения. Все эти позиции позволяют включить национальное самосознание и механизмы его становления как факторы творческого развития личности студента: влияние музыкально-развивающей среды, личностная практика субъекта образовательного процесса, эмоционально-оценочное отношение к фортепианному национальному наследию, национальное самосознание как проявление субъективной установки и регулятор поведения будущего учителя музыки в музыкально-образовательном процессе.

Для введения в музыкально-педагогическую и концертно-исполнительскую практику студентов музыкально-педагогического факультета произведений белорусских композиторов XVI—XIX веков были проведены историко-архивные исследования, что позволило включить в педагогический репертуар значительное количество фортепианных произведений.
Подбор репертуара осуществлялся на основе следующих принципов:
•    сочинения должны обладать высокими художественными достоинствами;
•    произведения должны соответствовать методическим требованиям к учебно-педагогическому репертуару:
•    музыка должна быть доступна восприятию студентов;
•    она должна расширять возможности развития творческого потенциала студенчества в различных формах исполнительской деятельности.

Наиболее соответствуют перечисленным принципам произведения следующих композиторов: Наполеона Орды (полонезы, ноктюрны, мазурки, «Блестящий вальс для двух фортепиано», «Колыбельная»); Станислава Монюшко (полонезы, фортепианный цикл «Фрашки», виланелы, транскрипции собственных нефортепианных произведений, транскрипции произведений других композиторов и др.); Яна Тарасевича («Белорусская фантазия», «Токката и фуга», вальсы, «Escaltation», концерт для фортепиано с оркестром, мазурки и т. д.); Антона Абрамовича (фантазии, «Шесть времен года», фортепианный цикл «Белорусская свадьба», характерные пьесы).

Практическая опытно-экспериментальная работа осуществлялась в рамках преподавания основного инструмента (фортепиано) и в процессе работы творческой лаборатории «Белорусская фортепианная музыка XVIII—XIX веков в профессиональном становлении учителя музыки».

В процессе исследования были разработаны методы актуализации творческого потенциала личности педагога-музыканта с использованием возможностей национального культурного наследия и при опоре на факторы и принципы, способствующие этому процессу. Остановимся кратко на описании используемых в работе инструментального класса методов.

Метод написания рефератов и эссе по персоналиям белорусских композиторов XVI—XiX веков. Метод предполагает приобщение студентов к работе с литературными источниками, что помогает ему погрузиться в исторический контекст творчества композитора. Изучение литературы и написание реферата позволяют студенту обрести собственные смыслы изучаемых произведений и изложить свои мысли в небольшом эссе.

Организация и проведение тематических лекций-концертов, посвященных творчеству белорусских композиторов прошлых веков:
•    адаптация лекционного материала к слушательской аудитории (взрослые, дети, подростки):
•    подбор и  адаптация  музыкального  материала к конкретной
•    организация музыкально-развивающей среды в ее пространственно-художественном компоненте (оформление класса, зала, презентация иллюстративного материала):
•    организация концертных площадок;
•    репетиционная работа на конкретных площадках.
Эскизное прохождение произведений. Разучивание и концертное исполнение произведений фортепианного наследия. Написание курсовых и студенческих научных докладов и работ по темам творческой лаборатории.

Итак, путями включения личности будущего учителя музыки в творческий процесс по исследованию фортепианного культурного наследия белорусов являются: теоретический научный поиск в рамках заявленной проблемы и практическое воплощение озвученной музыки прошлого в концертно-исполнительской деятельности. Особое значение эти пути приобретают в свете усиления внимания педагогической общественности к идеологической и воспитательной работе со студенчеством. Погружение в музыкальную культуру прошлого позволяет будущему учителю повысить свой творческий потенциал и эмоционально пережить гордость за свою национальную культуру, свой народ и свое государство.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz