Понедельник, 28.05.2018, 10:29
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Сернова Т.В. К ВОПРОСУ О ПРИНЦИПАХ ВОКАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
XX век - время, когда вокальное искусство Беларуси выходит на качественно новый уровень. Появляется плеяда выдающихся певцов, деятельность которых оказала значительное влияние на развитие белорусского вокального исполнительства. Многие из них успешно реализовали себя в вокальной педагогике, создав основу для дальнейшего развития белорусской школы пения, ибо как пишет А.С.Яковлева: «Педагогическое мастерство ... неотделимо от мастерства исполнителя, тех принципов, которыми он руководствовался в своей певческой деятельности...» [2, с. 55].

Современное вокальное искусство представляет собой явление, в котором сосуществуют различные взгляды на технологические и эстетические вопросы в рамках основных направлений, их взаимодействии и интеграции. Однако, большое значение в разрешении многих технологических и эстетических задач в процессе вокального исполнительства играет индивидуальная позиция педагога-вокалиста. В связи с чем, изучение деятельности ведущих белорусских педагогов-вокалистов, весьма важно для формирования национального вокального исполнительства, так как «передаваемые последующему поколению приемы, методики, педагогические принципы, а также особенности интерпретации тех или иных произведений становятся со временем теми специфическими чертами, которые характеризуют ту или иную исполнительскую школу» [1, с. 5].

Изучение педагогического опыта Т. Н. Нижниковой позволило выявить ряд общепедагогических и музыкально-педагогических принципов, отражающих нормы ее деятельности в качестве педагога-вокалиста.

Принцип единства технического и художественного последовательно реализуется в учебном процессе. В нем гибко сочетается использование вокальных упражнений, вокализов и музыкального материала произведений. Вся работа в классе отличается рациональностью построения, простотой, строгой последовательностью, четкостью задач, ясностью объяснений, что позволяет говорить о реализации на практике принципа постепенности. Вместе с тем, весь учебный процесс представляет собой систему, в которой технологическая, эмоциональная и интеллектуальная составляющие развиваются комплексно через систематизацию учебного вокального материала, ориентированного на постепенное продвижение от простого к сложному с опорой на освоенный материал и достигнутый уровень вокального развития студента (принцип системности).

Принцип индивидуального подхода проявляется в стремлении Т. Н. Нижниковои сохранить уникальность творческой личности певца, его индивидуальность, что является для нее основным фактором, влияющим на построение процесса обучения.

Вокальное исполнительское мастерство рассматривается профессором как неделимое искусство, которое способствует становлению целостной творческой личности певца. В связи с чем, значительное место в процессе обучения играет принцип целостности, который осуществляется собственно в самом учебном процессе, протекающем в условиях неразрывного единства обучения, воспитания и развития студента. Овладение студентом вокально-исполнительским комплексом организуется в единстве с развитием его профессионально значимых качеств личности: эмоциональной сферы, музыкального художественно-образного мышления, «вокальной психологии» (В. П. Морозов), обеспечивающей эффективность развития вокально-технологического комплекса, обогащением духовной сферы, формированием мотивационных установок.

Основную задачу педагога в процессе воспитании исполнителя Т. Н. Нижникова видит в создании условий для наиболее успешной творческой реализации ученика в профессии, чему способствует использование принципа профессиональной направленности. Обучение в классе строится таким образом, что наряду с формированием вокально-исполнительских умений и навыков, как специфической особенности профессиональной деятельности певца, студент осваивает и саму деятельность по их овладению.

ПРИНЦИП художественности активно выявляется при работе над вокальным репертуаром, над отдельными сторонами его освоения, когда важной составляющей является понимание исполнителем художественно-смысловой обусловленности каждого вокально-технического элемента.

Значительную роль в процессе обучения певца профессор отводит принципу активности и самостоятельности, реализация которого способствует стабильному развитию личностных качеств начинающих певцов, повышает уровень их «соучастия» в работе. Данный принцип проявляется во всех аспектах и на всех этапах учебной деятельности студента по овладению технологическим комплексом и особенностями интерпретационной работы над вокальным произведением.
Вокально-педагогический процесс в классе Т. Н. Нижниковой позволяет успешно реализовать в работе принцип сотворчества. Занятия в классе организуются по принципу творческой лаборатории, что придает работе творческий характер, ориентированный на развитие певца как гармоничной личности, музыканта-исполнителя, способствует раскрытию личностно-творческого потенциала начинающего певца.

Таким образом, анализ вышеизложенных принципов вокально-педагогической методики Т.Н. Нижниковой позволил выявить наиболее существенные положения профессиональной позиции профессора, которые, с одной стороны, отражают ее индивидуальный стиль преподавания, с другой, как показывает практика, способствуют гармоничному воспитанию певца. Данные принципы образуют между собой сложный синтез. Их использование дает возможность профессору организовать учебный процесс, придерживаясь установки на единство учебно-образовательных, профессионально-исполнительских и воспитательных задач, что соответствует основным требованиям и положениям современной музыкальной педагогики.

Литература
1.    В классе А. Б. Гольденвейзера: сб. ст. / сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. М., 1986.
2.    Яковлева А. С. У истоков традиции вокальной школы московской консерватории // Вопросы вокального образования. Чебоксары, 1993. С. 55—59.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz