Понедельник, 28.05.2018, 10:32
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Шкуропата А.В. О САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ СТУДЕНТОВ ПО РАЗВИТИЮ ДИРИЖЕРСКОЙ ТЕХНИКИ В КЛАССЕ ОРКЕСТРОВОГО ДИРИЖИРОВАНИЯ
Умение самостоятельных занятий приобретается музыкантом любой специальности не сразу. Особые трудности испытывают студенты-дирижеры, так как в процессе развития навыков дирижирования они не имеют перед собой оркестра, более того, даже концертмейстера, который мог бы создать иллюзию исполнительского коллектива.

Инструменталист в самостоятельных занятиях имеет критерий, точно сигнализирующий правильно ли он занимается. Этот критерий — соответствие внутреннего слухового образа реальной звучности. Стоит лишь привить студенту представление о правильном звучании и умение реально слушать себя, как его самостоятельная домашняя работа получит надежную основу.

Студент-дирижер не имеет такого критерия. Каждое его движение или жест в условиях домашних занятий можно расценить как правильное, поскольку внутренний слух дирижера при любых движениях подсказывает ему лишь идеальный результат. Поэтому нужно отыскать такой метод самостоятельных домашних занятий, который располагал бы надежным критерием, временно заменяющий реальный звуковой результат. Данный критерий подсказан природой музыкально-исполнительского искусства. Критерий этот — дыхание. В исполнительском дыхании, сходятся все основные элементы музыки: темпоритм, динамика, характер атаки (удара, туше), звуковедение, тембро-регистровая, гармоническая и эмоциональная окраска. Хочется обратить внимание на то, что дыхание органично и реально связывает внутренний музыкально-звуковой образ с мышечным, моторно-пластическим ощущением. Поэтому дирижер может предварительно, без оркестра, руководствуясь внутренним музыкальным образом и связанным с ним мышечным ощущением дыхания, вырабатывать и шлифовать нужное дирижерское жестовое воплощение замысла. Это возможно, если обучающийся обладает певческим или игровым дыханием. Обучающийся должен уметь рельефно и точно представить дыхание на основе внутренне слышимого музыкального образа.

Можно сформулировать краткие рекомендации по методике самостоятельных занятий студентов над дирижерской техникой:
•    Не дирижировать тем, что внутренне не слышишь, что не можешь сам убедительно спеть или сыграть на каком-либо инструменте.
•    Пропевать голосом все партии изучаемой партитуры и добиваться их правильного музыкального и вокального исполнения, для этого не обязательно обладать красивым голосом; достаточно владеть дыханием, атакой звука, звуковедением, остальное будет зависеть от музыкальности. Тщательно прорабатывать дыхание, найти его меру и характер для каждой фразы. Попутно с игровым нужно искать дыхание и во взмахе, они аналогичны.
•    Параллельно с вокальным исполнением партитуры можно осваивать ее, исполняя на фортепиано. Когда возникнет точное рельефное слышание музыки, мускульное ощущение ее дыхания, звукоизвлечения, звуковедения можно приступать к работе над дирижерским жестом.
•    Бывает так, что студент-дирижер представляет характер жеста, выражающего мысль, все слышит, а необходимое движение не получается. Причина этого кроется в том, что не замечена какая-либо двигательная ошибка или физический просчет. В этом случае полезно внимательно присмотреться к своим движениям, «прислушаться», почувствовать их. Иногда достаточно уменьшить немного амплитуду движения или мышечное напряжение, избрать более удобную позицию или угол траектории движения, опустить и освободить локоть. В таких случаях могут пригодиться знания анатомии и физиологии человека, а также специальные вспомогательные упражнения, чтобы выработать ощущения свободного движения. Полезно воспитать в себе самоконтроль и умение распознавать, где локализуется излишнее мышечное напряжение. В начале такой самоконтроль требует сознательного анализа движений, в последствии он автоматизируется и переходит в область подсознания.
•    Осторожно, в редких случаях можно применять механическую запись для работы над дирижерской техникой, так как это приучает к следованию за чужим исполнением и не воспитывает необходимых волевых качеств дирижера.
•    Слушая хорошее исполнение оркестрового произведения, полезно следить за ним по партитуре, мысленно представляя соответствующие дирижерские действия и движения. При посещении концерта и репетиции оркестра целесообразно наблюдать за дирижером, стараясь при этом заметить, как показывается дыхание, как оно меняется в зависимости от музыки, как выполняются агогические и динамические оттенки.

Занятия по дирижерской технике под фортепиано, магнитофон, под собственное пение и по внутреннему слуху очень нужны и полезны. И все же это лишь подготовительный этап, который еще не создаст настоящей органичной техники. Без практической работы с оркестром нельзя стать дирижером. Важно иметь возможность проверять на исполнительском коллективе все то, что узнаешь в классе от преподавателя или находишь дома в самостоятельных занятиях. Обязательно уметь анализировать свою практическую работу: что пригодилось, что помешало получению желаемого результата, для того, чтобы не повторить допущенных ошибок.

Студент-дирижер, стремящийся овладеть сложным многообразным искусством дирижирования должен обладать развитым музыкальным мышлением, воображением, волей, тонко и уверенно разбираться в огромном разнообразии жанров, стилей, форм, выразительных средств в музыке. Иначе никакая дирижерская техника не восполнит решающие недочеты его профессионально-художественного облика.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz