Воскресенье, 16.12.2018, 20:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Тихевич Н.Н. О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ ВОКАЛЬНОГО ИНТОНИРОВАНИЯ В ХОРЕ
Человеческий голос от природы обладает своим тембром. В условиях хоровой партии задача хормейстера состоит в том, чтобы, не подавив индивидуальную окраску голоса, приспособить певцов к «пению в общей упряжке» (по выражению В. И. Минина), то есть к темброво-интонационному ансамблю.

В хоровой исполнительской деятельности индивидуальные качества дирижера раскрываются в оригинальной трактовке произведений, в манере исполнения и в умении формировать тембры певческих голосов. Объясняется это тем, что у каждого дирижера хора складываются свои музыкально-слуховые и тембровые представления, свои критерии качества вокального звучания и художественного исполнения.

В хоровом произведении слово и музыка тесно связаны между собой. Музыкальный звук в пении воспринимается слушателем в своеобразной тембровой окрашенности, возникающей от слияния слова и мелодии. Тембровый слух, представляющий сложное явление, в сфере музыкальной деятельности проявляет себя многогранно и по-разному. У певцов тембровый слух выступает в новом качестве так называемого вокального слуха и связан с певческим вибрато и вокальным интонированием.

Певческое вибрато - это ритмическая пульсация звука, которая проявляется в голосе хорового певца в виде плавного, льющегося звучания. Оно делает голос живым, одухотворенным, полетным, эмоционально насыщенным и в то же время своеобразным, неповторимым по тембру.

Физиологическая природа вибрато певческого голоса изучена очень мало. По мнению таких крупных специалистов, как Б. Асафьев, К.С.Станиславский, Б. М. Теплое, И. К. Переверзнев и др., вибрато является категорией, способствующей выразительной стороне художественного образа, а потому присутствие его необходимо воспитывать в процессе обучения пению.

При воспитании вокальных навыков необходимо опираться на звуковысотный и тембровый слух в их комплексе, ибо тембровые свойства звука помогают в работе над интонированием собственно высоты, а правильное интонирование высоты звука выявляет тембровые качества звучания. Умение чисто интонировать — сложный навык, непосредственно связанный с формированием и развитием музыкально-слуховых представлений звуковысотности и тембровой окрашенности. В этом прослеживается диалектическая сущность взаимосвязи музыкально-слуховых представлений с полученными практическими результатами. Способность оперировать музыкально-слуховыми представлениями в хоровой деятельности воспитывается умением сольфеджировать произведения.

В процессе пения по нотам певцы корректируют свое звучание в вокально-интонационном направлении. Ученые-акустики объясняют, что интонация певческого голоса опирается на зонную природу звуковысотного слуха. Зонный слой, которым пользуются певцы, выражается в свойстве интервалов отклоняться от строгой и неизменной  величины.  Зонный строй опирается на устойчивые интервалы: октавы, квинту, кварту, большую секунду. Эти интервалы служат основой мелодического строя и при интонировании должны исполняться очень точно чтобы выработать музыкально-слуховые представления опорных интервалов, очень важно включать их не только в упражнения, но и закреплять пением специально подобранных одноголосных произведений.

Опираясь на устойчивые интервалы, певцы сознательно могут варьировать размеры неустойчивых интервалов и создавать различные интонационные, а, следовательно, тембровые оттенки, исходя при этом из закономерности интонирования, заключающейся з тенденции к сужению малых и уменьшенных интервалов и расширению больших и увеличенных интервалов, в особенности интонирования (более острого тяготения) малой секунды.

Певцы хора сталкиваются не только с мелодическим, но и с гармоническим строем и подходят к интонированию мелодии и гармонии с позиций, абсолютно не совместимых друг с другом, ибо мелодическая горизонталь имеет квинтовую природу, а гармоническая вертикаль в своей основе опирается на натуральную консонирующую терцию. Двойная природа терции выражается в том, что в мажорном трезвучии, взятом изолированно, терция звучит консонантно, но в соединении с другими аккордами при ладовом их тяготении нарушает чистоту звучания других интервалов лада.

В работе над многоголосным хоровым произведением, хормейстер воспринимает музыкальную ткань в целом и следит за интонированием мелодии и гармонии, выделяя тот или иной элемент, в зависимости от значения и места, занимаемого им в художественно-смысловой интерпретации произведения. Интонирование зависит от характера и стиля произведения, где интонационная чистота звуков тесно связана с ритмом, темпом, силой звука и динамикой. На первом этапе хорового обучения эти элементы противопоставляются чистоте интонирования, но на последующих этапах они выступают в единстве. Например, сила звука при несформированном вокальном звучании отрицательно сказывается на чистоте интонирования; острый ритм и динамика при неумелом использовании дыхания также неблагоприятно влияют на интонационную сторону звучания.

Культура интонирования в хоре связана с пением без сопровождения инструмента. Проблема интонирования тесно связана с вокальным слухом. По определению В. П. Морозова, «вокальный слух— это, прежде всего не только слух, а сложное музыкально-вокальное чувст¬во, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, зрительных, осязательных, вибрационных, а может быть и еще некоторых других видов чувствительности».

Формирование вокального слуха в хоре происходит вместе с формированием певческих навыков, причем правильно формируемое хоровое звучание положительно влияет на качество музыкально-слуховых и тембровых представлении певцов. Поэтому очень важно с первых же шагов обучения вырабатывать певческие навыки, воспитывать у певцов критерий качества вокального звучания на основе тембровых и звуковысотных представлений.

Достигнуть «эталона» звучания можно только с помощью музыкально-слуховых представлений и хорошо развитого вокального слуха, поэтому научить певцов хора слышать хоровое звучание, разбираться в нем, определять не только правильное, но и неправильное его формирование, устанавливать причину и знать, как ее устранить, — вот задача, которая стоит перед руководителем хорового класса, готовящего специалистов, руководителей хоров и учителей пения.

Литература
1.    Мухин В. Вокальная работа в хоре. М.,1964.
2.    Переверзев Н. Проблемы музыкального интонирования. М., 1966.
3.    Теплов Б. Психология музыкальных способностей. М.; П.,1947.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz