Пятница, 17.11.2017, 20:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Веремеева Е.А. О СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ

Язык является одним из основных инструментов общения. Социальный по своей сути, он составляет часть человеческого поведения. Язык в определенной мере подчиняется тем же законам, что и человеческое поведение в целом. Известно, что большая часть человеческого поведения социально регламентирована, обусловлена этическими нормами, традициями, ценностями общества, то есть обусловлена социальными условиями, которые могут не совпадать в разных культурах. Под социальными условиями имеется в виду комплекс внешних обстоятельств, в которых реально функционирует и развивается язык: общество людей, использующих данный язык; социальная структура этого общества; различия между носителями языка в возрасте, социальном статусе, уровне культуры и образования, месте проживания, а также различия в их речевом поведении в зависимости от ситуации общения.

Рассмотрение языка в зависимости от условий общения является основной базой современного языкознания. Для того чтобы использовать язык того или иного языкового сообщества с наибольшей эффективностью, необходимо знать социолингвистические правила речевой коммуникации, характерные для данного общества, то есть в полной мере осознавать влияние социальных факторов на речевое поведение коммуникантов. Овладевая языком определённого языкового сообщества, люди в основном неосознанно приобретают различного рода знания, которые позволяют им использовать язык соответствующим образом исходя из ситуации общения и социальных ролей её участников.

Наукой, которая изучает использование собственно языковых знаний в зависимости от социальных условий, является социолингвистика. Так, в своём исследовании, опираясь на основные положения данной науки, мы делаем попытку разработать комплекс упражнений, направленных на формирование навыков общения у школьников, развитие их социолингвистической, а тем самым и коммуникативной компетенции.

Общение - это процесс непосредственной межличностной коммуникации, ориентирован¬ной на понимание, проникновение во внутренний мир собеседников, на вчувствование. В процессе общения, взаимопонимания происходит корректировка личных интересов и влечений каждой из сторон. Собеседник представляет в данном случае не просто адресанта или адресата, а личность, которая способна понять и оценить твою жизненную позицию [2, с. 64].

Очень часто для того, чтобы лучше понять человека, нам нужно принимать во внимание его социальный статус, социальную и ситуативную роли. Социальная роль - это «нормативно одобренный обществом образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную социальную позицию» [3, с. 37], социальная позиция, или статус, формально установленное или молчаливо признаваемое место индивида в иерархии социальной группы [1, с. 58]. Ситуативная роль не является долгосрочной по сравнению с перечисленными выше - она в полной мере зависит от сложившийся на сравнительно недолгий срок жизненной ситуации. Это может быть роль пассажира, пациента, покупателя и т.д. Таким образом, роль - это форма общественного поведения человека, обусловленная его положением в некоторой социальной группе и в некоторой ситуации общения.
Будучи существом общественным, человек не только действует, ведет себя, но и говорит в соответствии с ролью, иначе говоря, его речевое поведение напрямую связано с ролевым поведением.

Так, мы предлагаем комплекс упражнений с различными коммуникативными ситуациями, в которых предусматривается и намеренно нами акцентируется обязательный выбор учащимися социальных и ситуативных ролей, реализуемых в ходе выполнения данных упражнений. На основании этого учащийся получает возможность использовать приобретаемые знания лексики и грамматики в процессе общения на иностранном языке, ориентироваться в незнакомой или малознакомой обстановке, «прочитывать» признаки и роли своего партнера по общению и выбирать в свою речь именно то, что наиболее уместно, приемлемо в данном случае.

В заключение можно сделать вывод, что речевое поведение напрямую связано с ролевым поведением, с присущими каждому из нас постоянными и переменными ролевыми признаками. Социолингвистика делает упор на то, как используют языковой знак люди в зависимости от своего возраста, пола, социального положения, уровня и характера образования, от уровня общей культуры и т.п. Разрабатывая различного рода упражнения, мы стремимся помочь современному школьнику ориентироваться в незнакомых языковых ситуациях и выборе соответствующих языковых средств.

  1. Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика современного русского языка / Д.Э. Розенталь. - М., 2007.-284 с.
  2. Слемнёв, М.А. Философия и ценности современной цивилизации: курс лекций / М.А. Слемнёв, Э.И. Рудковский. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2010. - 134 с.
  3. Токарева, НИ. Этнокультурные стереотипы коммуникативного поведения. Автореф. дисс. докт. филол. наук / Н.И. Токарева. - Минск, 1999. - 45с.

 

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz