Воскресенье, 16.12.2018, 21:37
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения

Жукова О.М. ПРИМЕНЕНИЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЕТОДА В ИЗУЧЕНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Одной из основных задач обучения в высшей школе является последовательное развитие высших мыслительных способностей студентов, а основными методами воздействия на педагогическую систему в соответствии с поставленными целями являются алгоритмизация, проблематизация учебного процесса, а также использование методов логической организации мышления.

Особая роль в процессе обучения музыке принадлежит музыкально-теоретическому циклу, в рамках которого в значительной мере осуществляется теоретическое и практическое овладение закономерностями музыкального языка, развитие музыкально-творческих способностей и в результате развитие музыкального мышления.

Идея стилевого изучения музыкально-теоретических дисциплин в последние годы побудила преподавателей к перестройке специальных учебных курсов в сторону комплексной координации различных дисциплин на основе историко-стилевого принципа [1, с.24].

Методика изучения стилей на музыкально-теоретических дисциплинах опирается на обще-дидактические методы, на межпредметные связи и комплексный подход. Используя алгоритмический метод, процесс педагогического воздействия на студентов осуществляется по двум направлениям: по линии обучения определенной последовательности действий, ведущих к достижению цели, и по линии корректировки этих действий извне.

Выполнение определенных действий по музыкальным алгоритмам не носит строго регламентированного характера, поэтому в музыкально-педагогической литературе и практике утвердился более привычный термин «план» (рассказа, анализа). Студентам рекомендуется план (схемы) гармонического и слухового анализа, разбора хоровых партитур и музыкальных произведений.

Применение алгоритмического метода в курсе «Теоретические основы музыки» имеет свои традиции, изложенные в работах И.Способина, Л.Мазеля, В.Цуккемана. Алгоритмы И. Способина [2,с.27], как и предложенные им разборы законченных произведений, отразили основной недостаток прежнего курса анализа форм - структурный подход к музыкальным произведениям. Реконструированные с позиций современной методики целостного анализа, эти алгоритмы и сегодня могут быть использованы в самостоятельной работе студентов в виде заданий на определение различных структур. В первом виде алгоритма учтены задачи эскизного анализа, названного так по аналогии с эскизным методом разучивания произведения в классе основного инструмента. Во втором - решаются задачи собственно целостного анализа (по Л. Мазелю и В. Цуккерману [3,с.34]).

Алгоритм эскизного анализа характеризуется определением границ формы, характеристикой художественного образа произведения, жанровых истоков и ведущих выразительных средств. При анализе уточняются функции разделов формы, структурные особенности, закономерности тонально-гармонического развития и построение структурной формулы предложенной формы.

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz