Воскресенье, 19.11.2017, 22:28
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Абросимова Л.А. О РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ
Социальный заказ общества ориентирует отечественную педагогику на развитие каждого ребенка как субъекта собственной жизни, человека, способного к самостоятельной творческой деятельности. В «Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» отмечается: «Одной из приоритетных задач... воспитания является развитие творческой активности младших школьников в процессе художественно- игровой и исполнительской деятельности.. » [2, с.33].
Современная школа пытается совместить государственные программы с гуманистическими подходами к образованию. Следует отметить, что музыка в системе общего образования имеет предназначение духовного совершенствования человека, представляя собой наиболее универсальное средство нравственного и интеллектуального становления ребенка.

Проблемам развития творческой активности учащихся в процессе элементарного музицирования посвящены работы К. Орфа, Т. Э. Тютюнниковой, Л. А. Баренбойма, В. И. Шарабурова, Т. А. Боровик. Исследованием детского творчества занимались . такие педагоги и психологи, как Л. С. Выготский. Б. М. Тенлов, А. Я. Матюшкина, Б. Р. Яворский, Э. Тюррерс и другие.

С момента поступления в школу ребенок активно вовлекается в художественно -творческую деятельность. Гармоническое единство эмоциональной и интеллектуальной сфер, реализованное в художественной деятельности, включающей в себя различные виды искусства, позволяет школьнику максимально раскрыть себя в творчестве. Именно в таком единстве дети обнаруживают высокую творческую активность, стремление к самостоятельности и находчивость.

Некоторые ученые определяют творческую активность как «мотивированную готовность личности к творческой деятельности, определяемую скоростью включения в нес, эффективностью выполнения творческого задания и стремлением к личностному самосовершенствованию ребенка в процессе творчества» [3, с. 103].
Развитию творческой активности учащихся на уроках музыки способствует грамотная организация различных форм элементарного музицирования. В последние годы интенсивного реформирования образовательной системы в школе к данному процессу возрос интерес не только у педагогов художественно- эстетической направленности, но и у тех, чья профессиональная деятельность напрямую не связана с искусством: психологов логопедов, врачей, социологов.

Элементарное музицирование включает три взаимосвязанных направления: учебное, творческое, концертное. Оно позволяет активно включать школьников в процесс создания элементарных форм музыки. В коллективной форме деятельности реализуются творческие возможности каждого ребенка независимо от уровня общего и музыкального развития. Необходимость организации данного вида исполнительского искусства в начальной школе обуславливается выполняемой им значительной функцией развития эмоциональной, речевой и двигательной сфер, которые претерпевают в данном возрасте стадию углубленного формирования.

Ссылаясь на полученные данные проведенной исследовательской работы, в рамках которой были организованы наблюдение и анкетирование как учеников 3 класса, гак и учителей музыки, можем сделать следующие выводы:
•    в процессе уроков музыки организация элементарного музицирования ограниченная, несмотря на проявление большого интереса к нему со стороны учеников;
•    проведение музыкальных занятий без организации форм элементарного музицирования ведет к снижению уровня активности младших школьников на уроках музыки;
- среди основных причин ограниченного введения элементарного музицирования в урок музыки учителя отмечают низкую музыкальную культуру учеников, недостаточное количество необходимой методической литературы, а также необходимость специального инструментария.

Сформированные творческим музицированием морально-этические нормы становятся неотъемлемой частью мировоззрения личности его культурно- нравственными ценностями. Многие мыслители отмечали: «Общение с музыкой, элементарное музицирование благотворно действуют на все психические и мыслительные процессы человека, обогащают внутренний мир, формируют фантазию и способности к творчеству». [1.С.91]

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. - М., 1990. - 173 с.
2.    Программа воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь/ под ред. А.И. Гуторовой. - Мн., 2001. - 123 с.
3.    Котикова О.П., Кухаронок В.Г. Развитие творческой активности младших школьников в процессе эстетического воспитания средствами искусства. - Мн., 2003. - 124с.

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz