Воскресенье, 16.12.2018, 20:13
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Агеева С.А. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Музыкальное искусство является одним из активных средств эстетического воспитания. Воздействуя на эмоционально-чувственную сферу, музыка не только ориентирует человека в мире духовных ценностей, но и позволяет раскрыть его творческий потенциал.

Приобщение к миру музыки требует специальной подготовки. На уроке она осуществляется в различных видах деятельности, ведущее место среди которых занимает восприятие. Формирование его -длительный и трудоемкий процесс, в основе которого лежит способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов. Для того чтобы слушание музыки стало слышанием ее, необходимо приложить значительные творческие усилия, проявить определенные аналитические умения.

Этимология слова «анализ» буквально подразумевает разделение, расчленение или разложение на составные элементы. Однако в такой интерпретации оно не может быть применено на уроке. В практике общеобразовательной школы в этой связи закрепилось понятие «художественно-педагогический анализ». Его особенностью является то, что он проводится в устной форме. По своей сути это слуховой анализ, который основывается на наблюдении за процессом музыкального развития. Он не может быть ограничен простым перечислением выразительных средств, разложением музыкальной формы на составные элементы или расчленением содержания на отдельные фрагменты. Предназначение анализа заключается в том, чтобы оказать воздействие на эмоции и чувства школьников, активизировать мыслительные процессы, создать базу для накопления эстетических впечатлений, формирования художественного вкуса, эстетической оценки музыки.

Каждое проанализированное музыкальное произведение способно обогатить музыкальную культуру ребенка, углубить его эстетические переживания, приблизить к постижению красоты. Музыка не становится личностно значимой для человека до тех пор, пока не будет осознанна им как эстетическое явление. Категория прекрасного является определяющей в системе эстетического воспитания. Как отмечается в музыкальной эстетике, «прекрасное» в музыке может проявляться в формах чувственного переживания, чувственно являющейся художественной идеи, а также непосредственно произведения искусства (Ю. Н. Холопов).

Исходя из этого, может быть выстроена поэтапная система проведения эстетического анализа музыки в общеобразовательной школе, сущность которого состоит в выявлении способов звуковыражения человеческого «Я» в музыкальном искусстве. «Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и под¬ростков, если они не научились слушать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли, жизненные идеи и образы» [1, с. 24]. Осмысление звуковыражения проявляется как на эмоциональном, так и рациональном уровнях. Понимание этого подхода чрезвычайно важно для совершенствования методики работы в общеобразовательной школе, позволяя преодолеть общеизвестные негативные тенденции, связанные с опредмечиванием музыкального содержания, перевода его в ряд предметно-пространственных ассоциаций, не свойственных природе музыки как виду искусства. Разработка методики эстетического анализа становится в данной связи одной из важных задач теории и практики музыкального воспитания.

Литература
1. Кабалевский Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы: Музыка. 3 классы. М.: 1988. С. 1—32
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz