Понедельник, 21.05.2018, 21:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Александрова С. А. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Музыкальная активность - это свойство личности, которое проявляется в её положительном отношении к содержанию и процессу музыкальной деятельности, в эмоциональной отзывчивости на музыку, в приобретении опыта эмоционально-осознанного отношения к музыке. Музыкальная активность выступает важным условием успешного процесса обучения музыки в общеобразовательной школе. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования и развития данного качества. Свидетельством музыкальной активности младших школьников являются эмоциональная отзывчивость на музыку, активное стремление к приобретению знаний о музыке, желание слушать и исполнять музыку.

Эмоциональная отзывчивость на музыку связана с развитием у ребёнка музыкального чувства, тонкости эмоционального проникновения в сферу музыки, с наличием интереса к выявлению связей содержанием музыкального произведения и жизнью. Возникновение эмоционального отклика на музыку обусловлено преобладанием эмоционально-чувственного в природе музыкального искусства.

Эмоциональное воздействие музыки имеет большое значение в формировании у школьников потребности в общении с искусством. Активное стремление к. приобретению знаний о музыке подразумевает сознательное овладение учащихся музыкальными умениями и навыками, способствующими более глубокому и осознанному вхождению в мир музыки. А это возможно, если учащиеся будут не только чувствовать, но и понимать характер музыкальных образов, логику их развития, смогут приблизиться к осознанию жизненности содержания музыкального произведения. Желание слушать и исполнять музыку означает реализацию умения применять музыкальные знания на практике, причём не только в знакомых, но и в новых ситуациях. Этот критерий предусматривает такую направленность формирования музыкальной культуры школьников, которая связана с развитием у них. конкретных музыкально-слуховых представлений и исполнительских навыков в процессе восприятия музыки, а также их координации.

Важным средством формирования и развития вышеперечисленных качеств являются музыкально-ритмические движения, под которыми мы будем понимать движения под музыку с целью полнее передать се характер либо выразить музыкальный образ. Тесная связь музыки и танца, как видов искусства, имеющих интонационную природу, была отмечена многими музыкантами, учёными, педагогами. Е.В.Николаева пишет, «ритмопластическая интонация, получающая сове воплощение в искусстве движения, ... никогда не теряет связи с интонацией музыкальной» [1; 285].

Такие особенности музыкального искусства как его временная природа, объединяющее и организующее начало ритма, творческий характер всех видов музыкальных деятельности свидетельствуют о тесной связи музыки и движения, пластической импровизации. Музыка вызывает двигательные реакции и углубляет их, не просто сопровождает движения, а определяет их сущность. Потребность ребенка в движении, вызванная ростом организма, а также психологические особенности восприятия человеком музыки позволяют предположить, что музыкальное движение - один из наиболее продуктивных видов музыкальной деятельности с точки зрения формирования у школьников творческих качеств личности и развития у них музыкальной активности.

Двигаясь под музыку, ребенок отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает всё музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.). Так музыкально-ритмические движения развивают эмоциональную отзывчивость ребенка на музыку, что, как указывалось выше, является одним из критериев музыкальной активности личности.

Таким образом, музыкально-ритмические движения являются важным средством развития музыкальной активности младших школьников, так как в процессе движений под музыку ребёнок учится выражать в движении характер музыки, воспринимая и анализируя всю совокупность музыкально-выразительных средств, он непосредственно выражает свое отношение к музыке и, как творец, участвует в процессе рождения музыкально-двигательного образа.

ЛИТЕРАТУРА:
1 Николаева Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях. / Теория музыкального образования // Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева, - М.: Изд.центр «Академия», 2004. - 336 с.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz