Пятница, 17.11.2017, 20:18
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Александрова С.А. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА УРОКАХ МУЗЫКИ КАК СРЕДСТВО ОСОЗНАНИЯ СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ РОЛИ МУЗЫКАЛЬНОГО ЯЗЫКА
Музыка как вид искусства выполняет важную коммуникативную функцию. Музыкальное произведение, с этой точки зрения, является коммунистом, средством передачи мыслей и чувствований композитора и интерпретатора слушателю. Этот процесс передачи возможен в том случае, если слушатель обладает в достаточной степени развитым музыкальным мышлением, включающим в себя эмоциональный, ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты

Понимание художественного смысла произведения зависит от развития всех вышеназванных компонентов, тесно взаимосвязанных между собой. Но первоначальным средством передачи информации является музыкальный язык. Поэтому умение «расшифровать» выразительное значение его элементов, осознать их смыслообразую-щую функцию в процессе создания музыкального образа придает формированию когнитивного компонента музыкального мышления особое значение. На уроках музыки в начальной школе, как и на протяжении всего процесса обучения музыке, важно не только добиться эмоционального отклика у ребенка на музыкальное произведение, но и помочь понять, какими средствами музыкальной выразительности пользовался композитор для создания яркого художественного образа. Это способствует смене позиции личности с пассивной на активную в процессе взаимодействия с миром музыкального искусства, позволяет ребенку тоньше чувствовать эмоциональные оттенки произведения и дает возможность самовыражения средствами музыки.

Как показывает практика, «дробление» музыкального произведения на отдельные компоненты, слагающие его особый комплекс выразительных средств, такие как ритм, тембр, гармония, мелодия и т. п., так же как и нарочитое их «выпячивание» или видоизменение, может привести к обратному результату, чем тот, к которому стремится педагог. Экспериментальная работа, проведенная в ходе специального исследования показала, что при изолированном применении широко известного метода «разрушения» дети, возможно, и представляют яснее главную интонацию или ритмическую «формулу» произведения, но целостного музыкального восприятия образа не происходит, не возникает эмоциональный отклик ребенка на музыку, при наличии которого только и возможно включение процессов музыкального мышления. В то же время умелая, продуманная акцентировка различных средств музыкальной выразительности, основанная на выявлении их смыслообразующей роли в создании художественного образа при творческом освоении музыкального произведения способна развивать музыкальное мышление детей.

Постановка творческих заданий на уроках музыки имеет определенные закономерности, обозначенные Н. А. Терентьевой: на первичном уровне важно показать, как действует человек при решении конкретной творческой задачи; затем он должен научиться находить собственные средства и способы решения продуктивных проблем и, наконец, учиться самому их ставить и воплощать в развернутой художественной форме. Выбор содержания того или иного творческого задания зависит от возрастных особенностей школьников, от степени развития их эмоциональной культуры, воображения, музыкальных умений и навыков [1, с. 27].

Важно, чтобы ребенок получал на занятиях образно-эмоциональный импульс. Вначале «перевод» чувств, психического состояния на язык музыки происходит, как правило, интуитивно. Дети бессознательно воспроизводят свой музыкальный опыт. Наша задача состояла в том, чтобы сделать процесс музыкального творчества более осознанным через раскрытие смыслообразующей роли различных средств музыкальной выразительности.

Основой всех творческих заданий является импровизация, поскольку это самая доступная форма продуктивного самовыражения детей. Как отмечает Г. С. Ригина, «в ходе импровизации развиваются те стороны музыкальности, которые необходимы не только исполнителю, но и слушателю музыки: тонкость, чуткость музыкального слуха, эмоциональная память, творческое воображение и мышление, самостоятельность» [2].

Разрабатывая методику формирования музыкального мышления детей в процессе творческой деятельности, мы опирались на мнение ученого относительно импровизации как такого вида деятельности, при котором процесс формирования музыкального мышления детей младшего школьного возраста происходит через самостоятельный инициативный поиск нужных средств музыкальной выразительности для решения той или иной художественной задачи, мобилизуя для этого ум, чувства, волю [2, с. 225—226]. Музыкальная импровизация является не только творческим актом, но и существенным показателем усвоения различных теоретических знаний, в частности, о смыслообразующей функции музыкального языка, и понятий в сочетании с определенными исполнительскими навыками.

Психологическими предпосылками успешного применения импровизации становятся неординарность мышления и восприятия детей, вера в собственные силы, эмоциональная непосредственность, большая потребность в активном, не навязанном извне самовыражении.

Литература
1.    Музыка.   Музыкально-эстетическое  воспитание  I—IV  кл.:     nporp. для общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Н А. Твовнтьевз, М 199-
2.    Ригина Г. С. Типология импровизационных заданий в начапьной школе // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей уча¬щихся общеобразовательной школы / под ред. Ю. Б. Алиева, В. К. Белоборсдовой, П. Морозовой [и др.]. М„ 1982. С. 225-228.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz