Воскресенье, 17.12.2017, 11:00
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Антонова Г.Н. РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Значительные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества делают проблему формирования ценностных ориентации личности актуальной, вызывают пристальное внимание многих ученых. Это объясняется необходимостью решения возникших за последние десятилетия глобальных проблем, в том числе и в области экологии. Ведь именно ценностные ориентации являются одной из главных составляющих личности, которые определяют поведение человека.

Значимым направлением работы современной школы считается экологическое образование, причем образование об окружающей среде, через окружающую среду и для окружающей среды. По мнению Каропа Г.Н., недостаточно этот процесс свести к изучению сущности явлений и получение системы знаний о природе. Другой крайностью автор считает освоение лишь практического опыта использования природной среды. Даже формирование только ответственного отношения к природе и сохранение ее неповторимых проявлений будет недостаточным [1].

Это позволило нам считать, что связующим звеном в этом процессе могут стать ценностные ориентации, формируемые в младшем школьном возрасте. Именно с этим этапом онтогенеза связано начало становления системы ценностных ориентации.
Ценностные ориентации формируются посредством форм, методов и приемов обучения. Мы сосредоточили свое внимание на поиске использования методов при работе с текстами природоведческого содержания. Поскольку тексты являются основным рабочим материалом на уроке, а слово является одним из средств, воздействующих на эмоциональную сферу личности.

Анализ различных подходов к поставленной проблеме позволил выделить группу активных методов, которые направлены на формирование ценностных ориентации младших школьников.

В частности, это:
  • обсуждение проблемных вопросов в ходе диалога о прочитанном; самостоятельная   работа   с   учебником   (подтверждение   своего мнения отрывками текста);
  • игровое проектирование (разработка и защита проекта);
  • поиск вариантов выхода из сложившейся ситуации (проигрывание ролей или индивидуальные имитационные упражнения, драматизации);
  • выполнение небольших научных заданий (анализ дополнительной литературы, наблюдения в природе, мини-эксперименты);
  • составление памяток, правил поведения и многое другое.

Примерами эколого-образовательной деятельности на уроках могут стать не только чтение и письмо в разнообразных вариациях, но и визуализации, тренинги, техники активного слушания и др.

Эти виды деятельности позволяют учащимся выразить свои мысли, позиции, точку зрения, реализовать творческий потенциал, осознать ценность природы в жизни человека.

Во всех случаях рабочий материал - это прежде всего литературные произведения, в которых представлены научные сведения («Озерная лягушка» по М.Пикулику, «Жабы» по В. Вольскому), поднимаются проблемы поведения человека в природной среде (ВЛукша «Черные аисты», Э.Сетон Томпсон «Виннипегский волк») или описываются ситуации, когда животные оказывались в беде и им требовалась помощь ( Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Н.Некрасов «Дед Мазай и зайцы», К.Паустовский «Заячьи лапы») [23] При работе с текстами необходимо учитывать, что, во-первых, они должны быть доступны, соответствовать социальному опыту школьников, быть краткими, но достаточно эмоциональными, во-вторых, в произведениях не должно быть морализирования, готового ответа, ведь мнения людей не всегда однозначны, как и многие факты из жизни. Так постепенно у школьников формируется активная социальная позиция, а ценностные ориентации приобретают вид системы.

Таким образом, использование активных методов при работе с природоведческими текстами способствует развитию экологических ценностных ориентации младших школьников, обуславливающих эколого-целесообразное отношение, поведение и деятельность в окружающей природной среде.

ЛИТЕРАТУРА:
1.    Каропа Г.Н. Экологическое образование школьников: ведущие тенденции и парадигмальные сдвиги. - Мм.: НИО, 2001.
2.    Литературное чтение. Учебное пособие для 2-го кл. общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения / Авт.-сост. И.А. Гимпель, Л.Ф.Кузнецова.-2-е изд.-Мн.: «Асар», 2(Ю0.-304с.:ил.
3.    Человек и мир: учеб. пособие для 2-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред, образования, с рус. яз. обучения/ В.М. Вдовиченко.- Ми.: Нар. асвета, 2005
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz