Воскресенье, 17.12.2017, 11:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Богданова Т.С. О ПРЕПОДАВАНИИ ДИРИЖИРОВАНИЯ В СРЕДНИХ ШКОЛАХ С МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВЫМ И ЭСТЕТИЧЕСКИМ УКЛОНОМ
При обучении детей в общеобразовательных школах с общеэстетическим (музыкальным) уклоном одним из профилирующих предметов является предмет «Основы дирижирования».

Вокально-хоровая культура - значимая часть музыкальной культуры человечества, имеет глубокие исторические корни и национальные традиции, без изучения которых невозможно осуществлять полноценное эстетическое развитие учащихся. История свидетельствует, что хоровое искусство оказывает мощное воздействие на воспитание духовного и нравственного здоровья народа и является тем мостом, через который передаются культурные традиции последующим поколениям. Понятно, что в условиях школьного обучения невозможно изучить хоровое искусство во всем его историческом и национальном многообразии. Но именно в школе необходимо сформировать у детей желание слушать и понимать хоровую музыку, петь в хоре, интерес к занятиям по дирижированию, которые в последующем помогут им определиться в выборе профессии, стать культурными и воспитанными людьми.

Школьный предмет «Основы дирижирования» представляет собой интегрированный курс, основанный на принципах: преемственности изучения базовых знаний трех взаимодополняющих разделов «Хороведение», «Основы техники дирижирования» и «Дирижирования», как специального учебного предмета, а также межпредметных связей предмета «Основы дирижирования» со всеми специальными музыкальными предметами профилирующего цикла: сольфеджио, музыкальной литературой, специальным инструментом, хоровым классом.

Задачи предмета: характеристика особенностей бытования, формы и содержания хорового искусства как вида музыкального искусства и его значение в жизни человека и общества; формирование базовых знаний по теории хороведения, технологии работы с вокально-хоровым коллективом, методике изучения хоровой партиитуры; освоение элементов мануальной техники; формирование художественного вкуса и музыкального кругозора; развитие личностных и профессионально-значимых для дирижера-хормейстера музыкальных, коммуникативных и творческих способностей учащихся.

Учебный предмет «Основы дирижирования» представляет собой интегрированный курс, содержание которого строится на последовательном изучении трех основных разделов: теоретического - «Хороведения», и практических - «Основы техники дирижирования» и «Дирижирования».

Теоретические занятия последовательно рассматривают вопросы постановки дирижерского аппарата, освоения основных дирижерских схем, видов ауфтактов и снятий, разграничение функций рук, видов фермат. Теоретические занятия следует проводить на основе иллюстративного материала: графическое изображение структуры жеста, дирижерских схем, нотные примеры из школьно-песенного материала, звучащие иллюстрации хоровой музыки в аудиозаписи и компакт-дисках.

Практические занятия могут рассматриваться как разновидность хорового практикума, в рамках которого учащиеся постигают начальные навыки дирижирования на основе «живого» звучания вокального ансамбля, образованного из учащихся одного класса. Репертуар данного ансамбля должен быть одноголосным, простым, но разнообразным по характеру, темпу, типу звуковедения и метро-ритмической основе.

Групповые занятия по дирижированию применялись известными дирижёрами А. Г. Дмитревским и К. А. Ольховым и рассматриваются как подготовительный этап к индивидуальным занятиям и необходимый элемент при обучении дирижированию.
Индивидуальные занятия по дирижированию проводятся с 9 (10) по 11 (12) классы. На этих занятиях педагог составляет индивидуальный план работы учащегося, в котором фиксируется уровень его общей и музыкальной подготовки, намечается обязательный для изучения учебно-педагогический репертуар, основу которого должны составлять произведения хоровой культуры Беларуси. Учебно-педагогический репертуар подбирается преподавателем по дирижированию в опоре на требования к знаниям и умениям учащихся и содержание обучения.
В конце каждого учебного года проводится итоговое занятие на котором учащийся должен продемонстрировать уровень овладения предметом, показать приемы и навыки дирижирования, исполнения партитуры произведения без сопровождения на фортепиано, пения мелодии хоровых партий, пения школьной песни под собственный аккомпанемент, ответы на устные вопросы членов комиссии по знанию музыкальной терминологии и творчеству авторов изученных произведений. Форма проведения итоговых занятий должна соответствовать учебному плану и осуществляется в виде итогового зачета в 8 (9) классе, переводного экзамена по дирижированию в 9 (10) классе, зачетного академического концерта в 100 (11) классе, экзамена в 11 (12) классе.

Для наиболее успевающих учащихся поощрительной формой проведения итогового контрольного занятия может рассматриваться вариант дирижирования учебным (концертным) школьным хором, либо вокальным ансамблем учеников 8 (9) - 11 (12) классов. Обязательным условием при этом будет являться прохождение учеником учебной практики в роли помощника хормейстера. При проверке знаний устные вопросы могут быть дополнены письменными заданиями тестового типа закрытого и открытого вида. А также творческими заданиями на составление плана хоровой репетиции, подбора учебной и концертной программы для хорового коллектива, описание словесного портрета хормейстера - руководителя детского хорового коллектива и т. д. отношений между личностью и обществом.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz