Пятница, 17.11.2017, 20:09
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Бубен С.П. ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ХОРОВЫХ ЗАНЯТИЙ
Музыкальное воспитание детей - одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Хоровое пение с его многовековыми традициями, высоким профессионализмом, глубоким духовным содержанием, могучим воздействием на эмоциональный, нравственный и интеллектуальный строй как исполнителей, так и слушателей было и остается надежным и испытанным средством музыкального воспитания и развития детей, повышения общей культуры подрастающего поколения.

Музыкально-хоровые занятия не должны рассматриваться только как коллективное разучивание музыкальных произведений для последующего выступления на сцене. Хоровое пение - это часть емкого, глубокого, обширного понятия «музыкально-хоровая культура», постигая которую человек, прежде всего, постигает и творит самого себя. От природы культура не заложена в человеке, она привносится в его духовный мир извне, поскольку является механизмом передачи последующим поколениям обобщенного социального опыта предыдущих поколений. Хоровое пение в этом случае является транслятором народного многовекового певческого опыта со своим специфическим языком. В культуру народного хорового песнетворчества входит целый спектр сопутствующих факторов, крайне важных для становления личности ребенка. К ним относятся: регулирование взаимоотношений поющих между собой, определение норм общения как в процессе хоровых репетиций, так. проецируя, и в обычной, повседневной жизни, обучение детей гибкости сосуществования при сохранении личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности.

Музыкально-хоровые занятия должны носить творческий характер, используя вариативные задания в различных видах музыкальной деятельности. Дети могут петь попевки, хоровые произведения по слуху и по нотам, выразительно двигаться под музыку, сопровождать ее игрой на детских музыкальных инструментах, слушать музыку. Разнообразие форм работы позволяет вовремя переключить внимание детей, снизить их утомление путем умелого поддержания интереса к той или иной деятельности. Особенно это актуально для детей младшего и среднего школьного возраста.

Хоровое пение — широко распространенный вид музицирования. Как известно, задатками музыкальных способностей обладает подавляющее большинство детей. Однако уровень музыкально-певческих данных младших школьников весьма разнообразен. Главная задача учителя — развивать у детей вокальный (тембровый) слух и слух звуковысотный одновременно, что осуществляется на разно¬образном певческом материале.

Вокально-хоровые навыки формируются постепенно. Певческие возможности детей к пятому классу значительно возрастают: возможно достичь чистого и красивого унисона, навыков устойчивого двухголосия, исполнения динамических оттенков от пиано до форте, разнообразных способов голосоведения.

Одной из важных форм работы является обучение детей пению по нотам. Этот вид деятельности активно развивает музыкальные способности ребенка, особенно ладовый звуковысотный слух и ритмическое чувство. В обучении детей пению по нотам акцент делается на сочетании относительной и абсолютной сольмизации с использованием ручных знаков ладовых ступеней и последовательным освоением ладовых интонаций мажорного и минорного ладов. Метод относительной сольмизации, находясь в основе такого сочетания, способствует развитию музыкального мышления, осмысленного пения по нотам. Система ручных знаков в процессе пения дает ребенку наглядные зрительно-двигательные представления о взаимоотношениях ступеней в ладу. Пение по ручным знакам выполняется на более легком музыкальном материале - попевках. В качестве попевок предпочтительнее использовать белорусские народные мелодии, либо мелодии, близкие им по интонационном строю.

Важным фактором развития младших школьников является эмоциональность, поскольку их восприятие в этом состоянии обостряется. Значимость эмоциональной увлеченности и интереса к пред¬мету для развития музыкальных задатков подчеркивает целый ряд известных физиологов и психологов: В. М. Бехтерев, Б. М. Теплов. Эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений, к которым относятся и так называемые выразительные движения, такие как мимика — выразительные движения лица; пантомимика - выразительные движения всего тела; вокальная мимика - интонации, выразительные паузы, смысловые ударения и др.

Чаще всего при исполнении народных песен, произведений веселого, шуточного характера применяются движения под музыку и игра на музыкальных инструментах, что способствует более яркому, выразительному их исполнению, развитию эмоциональной отзывчивости детей. Это помогает им лучше чувствовать общий характер музыкального произведения, его форму, регистры, темп исполнения, динамические оттенки, тембровые особенности.

Для наиболее эффективного развития музыкальных способностей и процесса восприятия педагогу необходимо воспитывать эмоциональную отзывчивость детей на воспринимаемые и исполняемые ими музыкальные произведения. Педагог должен заинтересовать, увлечь ребенка, то есть организовать эмоциональное восприятие музыкальных произведений, воспитывая тем самым эмоциональную отзывчивость младших школьников.

Музыкально-хоровые занятия с младшими школьниками должны носить ярко выраженный воспитательно-образовательный характер, что будет способствовать развитию творчески активной личности ребенка.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz