Пятница, 24.11.2017, 12:22
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Чавро Т.В. РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ. ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Развитие креативности младших школьников является одной из важных задач педагогики, ведущей активный поиск новых технологий воспитания и обучения, эффективных методических, подходов. Особенно актуально решение этой проблемы для педагогики искусства, в поле внимания которой всегда было массовое художественное воспитание детей. В настоящее время она ставит прежде всего задачу развития в человеке идейного богатства, художественных способностей, творческих сил, креативности.

Как показывают научные исследования, существует генетическая предрасположенность детей к народной музыке. Развитие креативности будет проходить наиболее эффективно, если в процессе музыкально-творческой деятельности опираться на фольклор.

Б.В. Асафьев рассматривал развитие музыкально-творческих навыков наряду с практикой исполнения и слушания музыки как «необходимейший» и «самый действенный этап эволюции» в процессе музыкального обучения [1, с. 98]. Он полагал, что задатки композиторского дара имеются в потенции у большинства людей, что творчеству можно обучить и творческая продукция музыки должна как опыт непременно сопровождать музыкально-лабораторную работу или увенчивать ее как наиболее значительные достижения.

Б.В. Асафьев видел истоки детского музыкального творчества в народной культуре. По его мнению, импровизация певцов в народном хоре может послужить прототипом коллективной детской импровизации на школьном уроке музыки. Детям здесь могут быть предложены творческие задания на сочинение вариантов напева, подголосков к нему, а также - на создание собственных мелодий на понравившийся текст. При этом Б. В. Асафьев полагал, что творчество ребенка не требует от него специальных музыкально-теоретических знаний, поскольку оно опирается на творческий музыкальный инстинкт, «вызывать и воспитывать» который и должно стать задачей педагога {1, с. 101].

По мнению Г.С. Ригиной, детское импровизационное творчество возникает в случае организации музыкальной деятельности как творческого познавательного процесса. При этом особое значение придается эмоциональной установке, настроенности детей на творческую деятельность, созданию на занятиях музыкально-игровых ситуаций, косвенному управлению творческой деятельностью учащихся и стимулированию этой деятельности с помощью оценки ее продукта. Вслед за Б. В. Асафьевым она рассматривает народное песенное творчество в качестве прототипа детского импровизационного творчества и считает, что оно должно занять видное место в музыкальном воспитании младших школьников, развивая их музыкальные способности и готовя их в дальнейшем к пению в народном хоре.

Большой след в педагогике творчества оставила методика музыкального воспитания, разработанная К. Орфом. Суть ее состоит в идее «элементарного музицирования» - синтетической музыкальной Деятельности, включающей в себя пение, движение, ритмизируемую речь и игру на инструментах, которая осуществляется в условиях коллективной импровизации (на фольклорном материале). Чрезвычайно ценным в методике музыкального воспитания К. Орфа представляется ее нацеленность на формирование творческого потенциала личности: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребенок - музыкантом или врачом, ученым или рабочим, задача педагога - воспитать в нем творческое начало, твор¬ческое мышление. В индустриальном мире человек инстинктивно хочет творить, и этому надо помочь. Привычные желания и умения творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребенка»[3, с. 21].

В опоре на музыкальный фольклор своего народа видит В, Д. Шульгина, что является главным принципом музыкально-творческого развития учащихся. Народные песни и танцевальные мелодии, близкие детям по образному содержанию и средствам музыкальной выразительности могут стать основой для творческой переработки: подбора по слуху, транспонирования, сочинения подголосков, импровизации. Так в процессе постижения образного строя и стилистических особенностей народной музыки формируются музыкально-слуховые представления ученика, которые составляют основную предпосылку творчества в исполнении и сочинении музыки.

Как правило, в музыкальном воспитании фольклору уделяется недостаточно внимания. Однако использование фольклора важно не только для формирования национальной культуры у учащихся, но и для развития творческих качеств его личности.
Активизация творческой фантазии и творческой деятельности учащихся зависит, конечно, в первую очередь, от подготовленности к этой работе самого учителя, от уровня его собственного творческого развития, музыкального вкуса, теоретической и практической подготовки. Однако «...во всей системе подготовки учителей соответствующий раздел методики пока отсутствует»[2, с. 48].

Таким образом, назрела необходимость в разработке инновационной методики, поскольку, как показывает практика и научные исследования, фольклор является действенным средством в развитии креативности детей.

Литература
1.    Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.; Л., 1965.
2.    Кабалевский Д Б. Педагогические размышления Избранные статьи и доклады. М.,1986.
3.    Система музыкального воспитания Карла Орфа / под. ред. Л. А. Бзренбоймз. Л., 1970.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz