Воскресенье, 17.12.2017, 10:55
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Чернецова О.А. ЭЛЕМЕНТЫ ТРИЗ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) возникла в 50-е гг. XX в. Ее родоначальником и главным разработчиком стал Генрих Саулович Альтшуллер. ТРИЗ развивается сегодня по различным направлениям, например, разработаны качества творческой личности и пути ее формирования (ТРТЛ), создан и постоянно пополняется банк биографий творческих личностей и т.д. Как известно, все новые идеи создаются силой фантазии и воображения: «Подобно сильнейшему катализатору фантазия способна в десятки, в сотни раз ускорить творческий процесс» (Г.С. Альтшуллер).

Огромный опыт работы с воображением накопила научная фантастика. Составленный Г. С. Альтшуллером Регистр современных научно-фантастических идей, ситуаций и сюжетов помог создать курс развития творческого воображения (РТВ), основной задачей которого курса на занятиях в школах, институтах и университетах, проводимая с конца 60-х гг. прошлого века, показала: курс РТВ способствует снижению психологической инерции, развивает гибкость мышления, помогает видеть и принимать смелые, неожиданные решения, приучает к использованию необычных приемов, помогает сохранить непредубежденность, воспитывает умение преодолевать страх и растерянность перед «безумной идеей» и т.д.

Предположение автора ТРИЗ, что принципы управления мышлением при решении изобретательских задач, по-видимому, могут быть перенесены на организацию творческого мышления в любой области человеческой деятельности, нашло свое подтверждение в работах Ю. С. Мурашковского (искусствоведа, педагога-тризовца, работающего в области искусства), поставившего под сомнение идею непознаваемости творчества в искусстве, составляющего механизм решения художественной задачи в произведении - получения его идеи. Им были разработаны вопросы о системности и функциональности искусства, выделены пять уровней художественного творчества, найдены некоторые приемы решения противоречий в художественных системах, с помощью чего можно выйти на создание новых образов, идей, воплощающихся в оригинальных произведениях искусства.

Актуален в связи с темой анализ творчества М.К. Чюрлениса, который ставил перед собой задачи, требующие предельного накала воображения: как показать бесконечность Вселенной (цикл «Соната звезд»), как передать движение времени (цикл «Сотворение мира»). Также делаются попытки использовать для развития воображения анализ гравюр голландского графика М. Эсхера, который стремился средствами графики показать единство света и тьмы («День и ночь»), выход гравюры из плоскости («Балкон или Встреча»), замкнутость Вселенной («Натюрморт с зеркалом») и т. д.

В настоящее время курс РТВ насчитывает в своем арсенале более четырех десятков методов, приемов и упражнений, которые используются педагогами-тризовцами в процессе развития творческого воображения. Например, типовые приемы фантазирования: инверсия, увеличение или уменьшение объекта, дробление или объединение, вынесение свойства, присущего данному объекту, или внесение в объект нового свойства, позаимствованного от другого объекта, присвоение неживому объекту свойства живого и наоборот и т. д.; такие методы как метод ассоциаций, метод фокальных объектов, метод фантограмм, бином фантазии, а также метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) и др.

Модификация метода ММЧ дала возможность представить музыку в виде маленьких музыкальных человечков и изобразить их графически, сопоставив характер, поведение, настроение, внешний вид, движение и т. д. со средствами музыкальной выразительности. Знакомство с маленькими музыкальными человечками и их особенностями происходит во время слушания музыки и их «поиска» с помощью голоса или музыкального инструмента. Основная форма занятий -игровая: «Попробуем разбудить музыкальных человечков в фортепиано, скрипке...», «Попробуем представить музыкальных человечков, живущих в листве деревьев, в цветах...». Используемый метод определил выбор тем занятий и учитывался при подборе музыкальных произведений для слушания. Например: тема «Изображение маленькими музыкальны¬ми человечками характера игрушки» (П. Чайковский «Болезнь куклы»), «Изображение маленькими музыкальными человечками характера человека» (С. Слонимский «Ябедник»), «Маленькие музыкальные человечки в музыкальном портрете Бабы-Яги» (А. Лядов «Баба-Яга»), «Маленькие музыкальные человечки в изображении природы» (С. Прокофьев «Дождь и радуга») и др.

Апробация данного метода осуществлялась первоначально на внеклассных музыкальных занятиях с первоклассниками, а в последующем на уроках музыки в первом классе в процессе знакомства с основными средствами музыкальной выразительности с целью активизации музыкального восприятия. Результаты проведенной экспериментальной работы показали, что метод ММЧ способствует: во-первых, активизации внимания детей и появлению у них интереса к содержанию музыкальных произведений для слушания; во-вторых, увеличению словарного запаса в описании музыкальных образов и рождению в ходе бесед новых идей, образов, эмоционально-чувственных состояний, что является непосредственным продуктом работы творческого воображения, а также снятию психологической инерции. Кроме этого создаются благоприятные условия для решения нравственных аспектов воспитания личности ребенка.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz