Вторник, 23.01.2018, 16:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Ершова Н.B. ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА
Современное белорусское общество, находящееся в условиях трансформации, характеризуется кризисом моральных ценностей, разрушением института семьи. В последние годы наметилась тенденция к. увеличению числа неблагополучных семей, пораженных смещением моральных ценностей и ориентации. Социально-нравственный кризис приводит к распространению такой общественной девиации как социальное сиротство, то есть сиротство при живых родителях.

В результате изучения и анализа теоретических аспектов проблемы социально-нравственных ценностей мы пришли к следующему выводу. Между процессом социализации и процессом формирования социально-нравственных ценностей существует прямая взаимосвязь. Социализация - это взаимосвязанный процесс интеграции (вхождение человека в общество), когда происходит накопление информации о нормах, правилах, установках внешнего мира, и индивидуализации (становление человеческой личности), в основе которого лежит интериоризация, а. именно, перевод внешних социальных регуляторов во внутренний план личности.

Нравственность - это нормы и правила, регулирующие поведение людей. Социализация нацелена, в первую очередь, на усвоение человеком определенной систем ы общественных правил, норм, идеалов, то есть социально-нравственных ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества, успешно взаимодействовать с людьми. Таким образом, без сформированных социально-нравственных ценностей человек не может считаться социализированным, усвоение человеком норм нравственности является фундаментальной составляющей процесса социализации.

На пути социально-нравственного, духовного развития личности могут стоять барьеры. Так, при формировании нравственной личности сироты в качестве барьеров можно выделить тормозящие психическое развитие условия общественного воспитания: сниженная интимность и доверительность, эмоциональная уплощенность общения взрослых с детьми; дефицит возможностей установления прочных и длительных взаимоотношений ребенка с определенным взрослым; наличие сменяющих друг друга взрослых с несовпадающими программами поведения; групповая, а не индивидуальная, направленность воспитательных воздействий, жесткая регламентация поведения ребенка, гиперопека в деятельности — пошаговое планирование и санкционирование взрослыми поведения детей. Это ведет к развитию таких качеств как несамостоятельность, пассивность, неумение взять на себя ответственность, неспособность к пониманию и усвоению социально-нравственных ценностей.

Нами была разработана система занятий, которые проводились в рамках кружковой работы на базе детского дома смешанного типа №1 г. Могилева. Все занятия объединены в следующие циклы; 1) «Открытие себя» (развитие эмоционально-личностной сферы); 2) «Дружить - не тужить» (развитие межличностных отношений); 3) «Мир профессий» (формирование первичной профессиональной ориентации и интеграция в общество); 4) «Семья» (формирование представлений о семье как нравственной ценности). При составлении системы кружковых занятий фундаментальными явились четыре группы социально-нравственных ценностей: I. «Я» как ценность; II. Общение как ценность; III. Труд и профессия как ценность; IV. Семья как ценность. Для осознания человеком себя частью общества необходимо иметь развитую эмоционально-личностную сферу; коммуникативные навыки способствуют социализации личности; знания о профессиях дают возможность расширить представления об окружающем мире и помогают интегрироваться в нем, приоритет семейных ценностей является гарантом развития социально-нравственных представлений индивида и стабильности общества.

Занятия имеют три основные части, каждая из которых может варьироваться в последовательности. Первая часть (игровая) состоит из 1-2 игр. Первая игра может быть подвижной, нацеленной на снятие физического напряжения и реализацию двигательных потребностей детей. Вторая игра носи» психологический характер (психогимнастика, тренинг, игровое упражнение, этюды), ее цель - настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Вторая часть (смысловая) предполагает проведение познавательно-этических бесед, чтение сказок и рассказов, бесед с использованием иллюстративного материала с целью формирования социально-нравственных представлений у детей. Заключительная (изобразительная) часть занятия использовалась нами как в диагностических, так и в коррекционных целях.

Результаты контрольной диагностики показали, что разработанная и апробированная система занятий в значительной мере помогла решить проблему социализации сирот, посредством формирования у них социально-нравственных ценностей. Мы наблюдали позитивные сдвиги в психическом развитии социальных сирот, положительную динамику в межличностных отношениях детей в формировании нравственных качеств личности (терпения, эмпатии, честности, доброты, совестливости, ответственности).
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz