Воскресенье, 19.11.2017, 22:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Гончарова Е.П., Короткина А.И. О ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ЭСТЕТИЧЕСКО
Ознакомление с отечественным опытом организации профильного обучения как актуального направления развития общего среднего образования в Беларуси [1—2], изучение результатов профилизации в других странах (Россия, Польша), а также практика работы авторов в качестве учителей профильного музыкально-педагогического класса (на базе гимназии №17 с музыкально-педагогическим уклоном г. Минска) показывают, что функционирование музыкально-педагогического профиля в школе вызывает ряд противоречий. Перечислим некоторые из них:
  • ожидание качественной предварительной подготовки ученика профильного класса и недостаточный уровень исполнительского и музыкально-теоретического багажа его знаний на практике;
  • планирование содержания обучения в профиле с учетом адаптированности ученика к возрастанию объема обучения, появлению новых методов и форм и отсутствие психологической подготовки выпускников 9 х классов к профильному образованию;
  • предполагаемая информированность учащихся, родителей, учителей о целях, содержании и преимуществах профильного обучения и слабая ориентация ученика в период выбора профиля.
Проблема, порожденная этими и некоторыми другими противоречиями, связана с предпрофильной подготовкой учащихся (в научных исследованиях ее сроки определяются с 5-го по 9-й классы [3]). Теоретическим основанием пропедевтики профильного обучения можно считать идею личностно ориентированного образования в её раз¬личных модификациях (Н. И. Алексеев, Е. В. Бондаревская, С. В. Куль-невич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская). Методическим основанием предпрофильного обучения являются инвариантный и вариативный компоненты учебного плана школы.

Эффективность предпрофильной музыкально-педагогической под-готовки обеспечивается использованием принципов гуманизации, эргономичности, междисциплинарной интеграции, проблемности, системности, опережающего характера обучения, вариативности, преемственности.

Педагогические условия реализации предпрофильного обучения -это наличие квалифицированных кадров, соответствующей материальной базы, гибкой системы поощрения учителей, разрабатывающих и внедряющих методическое оснащение учебно-воспитательного процесса в предпрофильных классах. Заметим, что широкая сеть школ (гимназий) эстетического направления (в Минске, например, их около 60) позволяет сделать предпрофильную подготовку доступной для ученика и экономичной для руководителя учреждения образования обозначенного уклона.

Следует подчеркнуть, что систематичность предпрофильной музыкально-педагогической подготовки ученика позволяет развивать его индивидуально-творческий потенциал по следующим направлениям:
•    актуализация интереса к различным видам деятельности;
•    развитие общих и специальных задатков;
•    формирование новых социально полезных качеств;
•    приоритетное осуществление индивидуальных форм и методов обучения;
•    совершенствование умений и навыков самоподготовки, самообразования, самовоспитания.

Предпрофильная подготовка предполагает создание необходимых предпосылок для восприятия в процессе профильного обучения научной литературы, присущих высшей школе форм и видов учебной деятельности.

Отметим важность приобретения учениками предпрофильного класса первоначальных навыков рефлексии и самостоятельности в решении учебных задач. Рефлексия может осуществляться следующим образом: в конце учебной недели, четверти, полугодия, учебного года учащимся предлагается специальное занятие, на котором они дают самооценку своего труда. На основе этих суждений ученика учитель также составляет письменную оценку его деятельности.

Важно констатировать, что музыкально-педагогическая предпрофильная ориентация должна быть направлена на стабильность и целостность учебной деятельности, на отсутствие принуждения учиться, на воспитание трудолюбия учащегося, что благоприятно влияет на совершенствование его индивидуально-творческого потенциала. Подчеркнем, что продуктивность музыкально-педагогической предпрофильной подготовки обеспечивается высокой степенью мотивации учения. Среди форм учебно-воспитательного процесса назовем такие, как коллоквиум, собеседование, консультация, дискуссия, самостоятельное изучение литературы, работа с разными источниками информации, аудио- и видеозапись, творческие встречи, музыкально-исполнительские конкурсы, концерты и фестивали (с участием учеников и учителей), посещение и участие в культурно-творческих мероприятиях соответствующего вуза (факультета, отделения), рейтинговые оценки успешности предпрофильного обучения, индивидуальные творческие задания.

Литература
1.    Концепция профильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего образования (Проект) // Настаумцкая газета. Мн., 2003. № 173.20 нояб.
2.    Плиско В. П. Насущная потребность современной школы // Народная асвета. Мн., 2003. № 5. С. 19-21; № 6. С. 5—8; № 7. С. 10—13.
3.    Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. М., 2005.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz