Суббота, 18.08.2018, 15:58
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Гречко И.А., Ананченко Г.В. ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Музыка, как и другие виды искусства в системе общего образования имеет особое предназначение – духовное совершенствование человека. Духовная сущность человека выражается в переживании им своих связей с гармонией мира. Музыка выражает и формирует отношение человека ко всем явлениям жизни и к самому себе как части мира. В этом находит своё отражение воспитательная функция музыки.

Воздействуя на чувства и мысли людей, музыка способствует эмоциональному познанию окружающей действительности и помогает ее преобразованию, изменению. При помощи своего эмоционального языка музыка воздействует на чувства, мышление,   влияет  на  мировоззрение человека, направляет и изменяет его.

Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира. Понятие о музыкальном произведении, о том, что является его содержанием и как оно передается, формируется у учащихся уже в начальной школе - в процессе освоения выразительных элементов музыкального языка (музыкальной речи), раскрытия и передачи музыкального образа.

С темой «Средства музыкальной выразительности» младшие школьники знакомятся во втором классе во втором полугодии. Данное полугодие направлено на решение задачи приобщения детей к музыкальному языку, его интонациям, мелодическому и ритмическому рисунку, темповым изменениям, динамическим нюансам. Дети учатся различать и сравнивать яркие средства музыкальной выразительности в связи с содержанием музыкальных произведений. Основная задача этого полугодия состоит в первоначальном ознакомлении учащихся со средствами музыкальной выразительности. Во многих произведениях отчётливо выступают так называемые доминирующие средства, которые выполняют основную роль в создании музыкального образа, в то время как  остальные элементы служат лишь определённым фоном. Отмечая выразительное значение тех или иных средств, учитель постепенно приобщает детей к музыкальной речи, в связи, с чем целостное восприятие ими музыки становится полноценным, осознанным и эмоциональным.

В рамках данной темы ребята касаются интонационной природы музыки, размышляя над тем, какими средствами удалось композитору отобразить то или иное жизненное явление и что было бы, если бы он применил другие выразительные средства. Изменение того или иного элемента музыкальной речи сразу же влияет на музыкальный образ в целом. Благодаря этому школьники осознают значение того средства выразительности, которое подверглось изменению.

При ознакомлении младших школьников со средствами музыкальной выразительности, кроме усвоения знаний, умений, навыков в нашей работе особое внимание уделяется накоплению опыта творческой деятельности, а также развитию эмоционально-ценностного отношения к миру.

Опыт эмоционально-ценностного отношения учащихся к музы-кальному искусству проявляется в предпочтениях, интересах, вкусах, как в сфере самой музыки, так и в тех или иных видах музыкальной деятельности. Особое значение приобретает личностный характер накопления данного опыта (отношение человека к миру музыки, к себе через слушание музыки, её исполнение, сочинение). Этот процесс проходит тем успешнее, чем более развиты у ребёнка музыкальность и эмпатийность. Необходимо отметить, что накопление опыта эмоционально-ценностного отношения играет ведущую роль в содержании музыкального образования [1, с.43; 2, с.68].

На уроках музыки эмоциональное переживание является результатом выполнения искусством своих функций, а потому становится главным содержанием деятельности школьника. Из данного положения можно заключить, что эмоциональное переживание на уроке музыки – это закономерный итог организации всего учебного процесса, всех действий учителя на уроке и всей деятельности учащихся; это реализация специфики воздействия искусства, при котором органически соединяются эмоции школьников, вызванные творческой деятельностью детей по освоению знаний.

Таким образом, у младших  школьников важно сформировать эмоциональную отзывчивость на воспринимаемые произведения, эмоционально-ценностное отношение к миру, к деятельности; развивать творческое воображение, способность изменять, придумывать, сочинять с тем, чтобы уметь выразить своё собственное отношение к музыке и жизни, быть готовым к поиску решения новых проблем, к творческому преобразованию действительности.

ЛИТЕРАТУРА
1.    Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Теория музыкального образования.− М.: 2004.
2.    Ананченко Г.В. Современный урок музыки в контексте дидактической теории // Начальная школа: Проблемы и перспективы. – Йошкар-Ола, 2007. – С. 42-45.

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2018
Конструктор сайтов - uCoz