Воскресенье, 19.11.2017, 22:34
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Грибкова Б.П. СХЕМА ОСВОЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
В каком возрасте пора начинать осваивать иностранный язык? Рассуждать на эту тему можно бесконечно долго, особенно если родителям не хочется «грузиться» лишней проблемой. На самом деле ответ прост: лучше раньше, чем никогда.

До пяти лет дети обладают лингвистической гениальностью. Они способны запоминать 20-30 новых слов в день. Простая арифметика дает впечатляющий результат – 7-10 тысяч слов в год. Да мы и в родном русском столько не используем, а что говорить об иностранном. Способности к языкам, безусловно, либо есть, либо нет. Например, в среднем девочки лингвистически развиваются быстрее, чем мальчики. Они раньше начинают говорить и словарный запас у них больше. Однако ни к чему преувеличивать значение способностей, если речь идет всего лишь об освоении языка как средства общения. Годам к десяти каждый из нас, не напрягаясь, читал Пушкина. На его месте мог оказаться Байрон, если бы в этом была нужда.

Для малыша выучить язык не проблема. Это у родителей проблема, как сделать так, чтобы он этого захотел. Другими словами – создать мотивацию. Первое, что приходит на ум и постепенно вырастает в неосуществленные фантазии, это отвести ребенка в необычное место, откуда ему не захочется уходить. В голове тут же вырастают астрономические цифры, которые приводят к выводу: нам изучать иностранный язык еще рано. На самом деле не все так сложно.

ШАГ ПЕРВЫЙ

Идеальный вариант для любого возраста – погружение в языковую среду, поэтому, если родители знают язык и готовы дома на нем общаться, отдавать ребенка вообще никуда не надо. Ведь изучение языка начинается не с умения связывать свои мысли, а на эмоциональном уровне.

Как учили языкам гувернеры? Нянька-француз мог объясняться только по-французски, немец-учитель – только по-немецки. Они не обучали языку своих воспитанников. Они жили с ними: читали, гуляли, болтали. Вы вполне можете делать то же самое.

Сейчас многие родители сами изучают иностранный язык, почему бы не заниматься этим вместе с детьми. Вам полезно, а для ребенка лучшей мотивации не придумаешь. Не балуем мы своих детей вниманием, поэтому для них посидеть на диване с мамой и папой, читающими книжку, это уже большая радость (считай, мотивация, книжка-то на английском). Чтобы заинтересовать иностранным языком, а потом поддержать этот интерес, важно заниматься любым делом. Нравится ребенку петь, – пойте, любит рисовать – рисуйте, но с комментариями на иностранном языке, не может оторваться от компьютера – загружайте не войнушку, а обучающую программу. Мультики можно смотреть недублированные. А уж если очень хочется все же учиться, купите аудиокурс «Английский для трехлеток» или видеокурс «Английский для малышей» (может он в школу любит играть). На все про все затраты минимальные.

ШАГ ВТОРОЙ

Лет в пять. Если возникла необходимость в детском саде, лучше выбрать языковой. В Нижнем детских садов, где бы целый день звучала английская речь, нет. А вот иностранный как дополнительное занятие уже найти несложно. Здесь, как в начальной школе, главное, чтобы повезло с воспитателем. Моя девятилетняя племянница с удовольствием вспоминает, как утро начиналось в их детском саду с Good morning, а потом они разыгрывали сценки в магазине, а на прогулке воспитательница обязательно вставляла несколько слов на английском. Своими воспоминаниями она делится на чисто русском языке, наверное, думает, что ее I have an apple, я просто не пойму. Но это не важно. Главное, что она поняла, что существуют разные языки, и что люди, которые свободно переходят с одного языка на другой, не фокусники.

«Английский» детский сад – это удобно, но если такого рядом с домом не наблюдается, его вполне может заменить кружок или школа дошкольника («Родничок», «Светлячок, «Паучок» – любая). Не имеет смысла искать блестящего учителя-лингвиста. Часто человек без идеального произношения, но чувствующий детей, добивается гораздо большего, чем суперпрофи. Важно развить в детях коммуникативные навыки: болтать, улыбаться, писать письма друзьям, устраивать праздники. Здесь критерий для определения уровня преподавателя один – ребенку должно быть интересно. Есть смысл сначала заплатить за часть занятий, побывать на одном уроке, понаблюдать за настроением ребенка. Не пугайтесь Марииивановны, не похожей на английскую леди, если с ней вашему ребенку хорошо. Такие занятия стоят, как правило, недорого. Время тратить большие деньги еще не пришло.

ШАГ ТРЕТИЙ

Не всем же учиться в лингвистических гимназиях и спецшколах, а вот иностранный язык во взрослой жизни, как оказывается, нужен всем. Вывод один – в любой школе родителям по силам организовать свой кружок (факультатив) иностранного языка. Разумеется, за эти занятия придется дополнительно платить, но зато сколько преимуществ: учителя можно выбрать любого, он будет подстраиваться к школьному расписанию, а не вы к нему, дети не будут тратить время на дорогу и т.д.

Начинать такие занятия уместно со второго полугодия первого класса, когда ребенок привыкнет к школе, к новому режиму жизни. Сразу возникает мысль: в школе и без того дети перегружены, устают, - куда им дополнительные нагрузки. Да, устают друг от друга, от многолюдства, от взаимных напряжений, неизбежных в любом коллективе. Но к процессу познания это не имеет отношения. Познание для ребенка настолько естественное занятие, что он практически не устает от него. При одном условии: если ему интересно. Не бойтесь нагрузок в начальной школе. В пятом классе, когда в обычной школе начинают изучать иностранный, даже самые способные дети осваивают новое на порядок тяжелее.

ШАГ ЧЕТВЕРТЫЙ

Только в старших классах, если перед ребенком стоит задача отшлифовать язык, углубить знания, сдать международный экзамен и прочее, родителям есть смысл тратиться на серьезную языковую школу. К этому времени ребенок уже самостоятельный и может один передвигаться по городу, он не боится говорить и более или менее ясно представляет, зачем ему нужны дорогие занятия. Другими словами, у него есть не просто мотивация, а цель, которую он должен достичь.

Это в идеале, а в жизни большая часть занятий в языковой школе (соответственно и родительских денег) уходит на устранение ошибок в обучении языку от трех до ... лет.

Шаг в сторону (уместный в любом возрасте)

Если позволяют средства, не отказывайте ребенку в удовольствии самому познать мир. Возьмите его с собой в Италию или хотя бы в Чехию, отправьте к бабушке на Украину, к родственникам в Армению или Латвию. Пусть он увидит, что такое другая страна и другой язык.

заведующая кафедрой иностранных языков НИРО
Белла Павловна ГРИБКОВА



УЧИТЬ АНГЛИЙСКОМУ ШУТЯ

Не стесняйтесь переносить на английскую почву то, что вам нравится в русском варианте. Можно поиграть с пословицами, разыгрывать шарады, сочинять стихи на заданные рифмы. Не забудьте только, что в игре не ставятся оценки, никто никого не поучает и не проверяет. И заготовьте призы.

Пушкин - это наше всё. Даже при изучении иностранного языка. Помните, как учили французскому языку Евгения Онегина? "Мсье L'Abbe, француз убогий, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя"... В результате такого обучения "он по-французски совершенно мог изъясняться и писал". Мечта всех современных родителей, не правда ли? Понятно, что и английскому языку можно вполне успешно обучать детей примерно таким же образом. К сожалению, в следующие  150  лет игровая методика применялась мало. Неудивительно, что ко мне часто приходят родители с вопросами, почему их дети не только не изъясняются по-английски, а прямо-таки его ненавидят. Почему родители волнуются, понятно: взрослые-то понимают, что английский - необходим (как раньше - французский). А на самом-то деле задача простая: надо сделать учебу привлекательной и нетрудной, т.е. вспомнить заветы мсье Лабе и по возможности исполнить его роль. Родители, знающие английский язык, это могут сделать и сами. Главное здесь - помнить, что "учить шутя"=учить играя. А игр существует очень много.

Когда вы научитесь играть правильно, то сможете и сами придумать множество игр. А пока вот вам для начала:

Цепочка первая

Условия игры: Можно играть в любом месте. Особенно подходит для скучного путешествия в замкнутом пространстве: в поезде, например.
Количество участников: Больше трех.
Возраст участников: С 4-5 лет.
Уровень знания английского: Любой, но желательно, чтобы уровень знаний у играющих был примерно одинаковым.

Цель игры: Расширение и закрепление словаря.
Описание игры: Ведущий (родитель) предлагает всем по очереди называть слова, начинающиеся на одну букву (лучше распространенную: р, с), дается небольшое время на обдумывание. Если участник не называет слово вовремя, называет неправильно или повторяет ранее названное, он выбывает из игры.

Цепочка вторая

Условия игры, количество участников и требования к уровню знаний: Такие же, как и в цепочке первой.
Возраст участников: С 7-8 лет.
Цель игры: Расширение словаря плюс орфография.
Описание игры: Игра идет по кругу. Каждый следующий участник называет слово, начинающееся с последней буквы предшествующего слова. Можно ввести дополнительное правило и отбрасывать букву "е" на конце. Игра тоже идет на выбывание (см. цепочку первую).
Эти игры можно усложнить: например, потребовать называть только существительные или только глаголы и т. п. Все зависит от уровня знаний и возраста игроков.

Детективы
1 вариант
Условия игры: Требуется плоскость, на которой можно разложить разнообразные предметы. Чем предметов больше, тем сложнее игра. Кроме того, потребуется бумага и ручки. Играть можно в любом месте.
Возраст участников: С 6-7 лет.
Уровень знания английского: Слабый или средний.
Количество участников: От двух человек.
Цель игры: Расширение и закрепление словаря, тренировка памяти и внимания.
Описание игры: На столе или на какой-либо другой поверхности ведущий раскладывает разнообразные имеющиеся под рукой предметы, это может быть расческа, помада, бритва, ручка, книжка и т.д. Затем ведущий предлагает всем несколько секунд посмотреть на эти предметы, потом отвернуться и на листке бумаги написать список имеющихся предметов. У кого этот список длиннее, тот выиграл. Следует также договориться об определенном времени на запись.
2 вариант
Условия игры, возраст, уровень знания английского, количество участников и цель игры такие же, как и в предыдущем варианте.
Описание игры: На столе или на какой-либо другой поверхности ведущий раскладывает разнообразные предметы. Затем просит участников игры внимательно посмотреть на эти предметы в течение нескольких секунд. Количество секунд оговаривается заранее. После этого ведущий говорит всем участникам, чтобы они отвернулись или закрыли глаза, и убирает один или несколько предметов со стола. Затем он просит их открыть глаза, раздает им листки бумаги и ручки и в течение оговоренного времени участники должны написать, что из вещей на столе отсутствует. Выигрывает тот, кто точно назовет все отсутствующие вещи.
3 вариант
Условия игры: Пространство должно быть не меньше комнаты.
Возраст участников: С 7-8 лет.
Уровень знания английского: Начиная со слабого.
Количество участников: желательно четное, от двух человек.
Цель игры: Увеличение и закрепление словарного запаса, относящегося к человеческой внешности и обозначениям цвета, и знакомство с конструкциями типа "His eyes are blue или He has got blue" eyes".
Эта игра, как и две предыдущие, хорошо разрабатывает память, внимание и наблюдательность.
Описание игры: Ведущий вызывает участников игры парами и ставит их лицом друг к другу. Затем дается заранее оговоренное время, чтобы они внимательно посмотрели друг на друга. После этого ведущий просит их повернуться друг к другу спинами и описать друг друга. Пары вызываются по очереди. Выигрывает тот, кто дал наиболее точное и полное описание.
Эти три игры желательно предварить какой-нибудь историей про Шерлока Холмса или про частных детективов. Особенно хорошо действует на мальчишек.

Я - не псих (Explain yourself)
Условия игры: Пространство может быть любым, в том числе - купе в поезде. Но эта игра требует со стороны ведущего определенной подготовки. Ведущий (родитель, прилично знающий английский язык) должен заранее придумать и написать на небольших листочках бумаги несколько невероятных ситуаций - на каждом листочке по одной. Например: вы сидите в час ночи на дереве под окном у соседа и распеваете гимн России. Вы не пьяны и не сошли с ума. Объяснитесь.
Возраст участников: С 13-15 лет
Уровень знания английского: Достаточно высокий. Во всяком случае, ребенок уже должен уметь разговаривать на языке.
Количество участников: Больше двух.
Цель игры: Тренировка разговорных навыков и логического мышления.
Описание игры: Ведущий складывает в какую-либо емкость, например в шапку, скрученные в трубочку листочки с ситуациями, написанными по заданному образцу. После этого он просит, чтобы каждый вытянул свой листочек, развернул его и прочел. Далее по кругу каждый должен дать объяснение своим действиям, а остальные должны всячески его опровергать.
Тон здесь задает ведущий. Заранее оговаривается время на обдумывание объяснения, на высказывание и на опровержения. Побеждает тот, кто наиболее коротко и точно объяснит, почему он очутился в такой дурацкой ситуации.

Кто я такой? (Соте on, guess)
Условия игры: Можно играть как в комнате, так и на улице. Ведущий подготавливает заранее карточки, на которых пишет имена и фамилии известных людей или литературных персонажей. Например, Гарри Поттер. Эти карточки ведущий никому не показывает.
Возраст участников: С 11-12 лет.
Уровень знания английского: Средний и ниже среднего.
Количество участников: Любое.
Цель игры: Тренировка простого диалога, вопроса, начинающегося с Am I, и логического мышления.
Описание игры: По жребию выбирается первый водящий. Все карточки раскладываются перед ним "рубашкой" вверх. Водящий показывает карточку остальным участникам, но сам при этом не должен видеть, что на ней написано. После этого водящий начинает задавать вопросы всем остальным участникам игры. Они имеют право отвечать на эти вопросы только Yes или No. Оговаривается либо время, либо количество вопросов, за которое человек должен догадаться, кто он такой. Пример:
Am I a man? - Yes.
Am I Russian? -No.
Побеждает тот, кто сумеет угадать, кто он такой, либо за наименьшее время, либо за наименьшее число вопросов. Когда будете делать карточки, не забывайте о чувстве юмора. Эту игру можно всячески видоизменять. Например, водящий сам придумывает себе имя. Нужно только оговорить, чтобы это был известный человек, а остальные игроки по очереди будут задавать ему вопросы до тех пор, пока кто-нибудь не догадается, кто он такой. Если время или количество вопросов вышло, он сам объявляет, кто он такой, и остается победителем.

Существует множество подобных игр. Есть еще и песенки на английском и в некоторые из них тоже можно поиграть. Не стесняйтесь переносить на английскую почву то, что вам нравится в русском варианте. Можно поиграть с пословицами, разыгрывать шарады, сочинять стихи на заданные рифмы. Не забудьте только, что в игре не ставятся оценки, никто никого не поучает и не проверяет. И заготовьте призы. Приз надо дать каждому ребенку. Хорошо бы эти призы как-нибудь назвать. К примеру, за самое длинное слово, за самое короткое слово, за волю к победе - все, что вам подскажет ваша фантазия. И ставьте перед собой достижимые цели. Если вашему ребенку не очень много лет, и, говоря с вами по-русски, он не придерживается грамматических норм родного литературного языка, стоит ли огорчаться, если и по-английски он говорит неправильно? Задавайте себе простой незатейливый вопрос: поймет ли вашего ребенка его английский сверстник? Если поймет - все в порядке.

Если вашему чаду еще не пришло время поступать в гуманитарный институт, то английский ему нужен для жизни, а не для сдачи экзаменов. Конечно, хорошо бы, чтобы он не путал времена и правильно ставил артикли, но это не самое главное. Если он может подсказать обратившемуся к нему иностранцу, то, что этому иностранцу нужно - волноваться из-за его плохого английского не стоит. Есть игры, фильмы, книги, и даже попадаются хорошие учителя.

На самом деле учить английский легко, весело и приятно до тех пор, пока он не становится вашей профессией. Но обычно профессию выбирают не в 6 и даже не в 15 лет.

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz