Воскресенье, 19.11.2017, 22:26
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Григорьева М.А. О ВОЗМОЖНОСТЯХ ИЗУЧЕНИЯ ГАРМОНИИ В ДМШ
Существует огромный разрыв между практическим исполнением и теоретическим осмыслением музыкального произведения во всех звеньях обучения. Этот разрыв, по-видимому, неустраним. Но возможно - и, стало быть, необходимо - сократить его до минимума. И чем раньше такая работа начнется, тем больше надежды на формирование грамотного, самостоятельно мыслящего музыканта. Обучение профессиональным навыкам возможно с самого начала обучения детей в ДМШ.

Принципиальными недостатками сольфеджио в ДМШ, на наш взгляд, являются а) слишком большая дробность на элементы музыкального языка без их - совершенно необходимой - интеграции; б) ориентирование на одноголосие (диктанты, пение), а «неизбежное» многоголосие - аккорды исполняются одной (правой) рукой, что приводит к их искажению; и в) используемый музыкальный материал по принципу «какой придется» (имеющийся в учебнике). В результате сольфеджио и оказывается в пол¬ном отрыве от занятий «по специальности», т.к. их пьески не похожи на то, что изучается на сольфеджио, а у учеников складывается твердое убеждение, что сольфеджио - это просто некий отдельный предмет, который в ДМШ положено «проходить».

Представляется, что этот «гордиев узел» можно разрубить одним махом, (а) соединяя все элементы (б) в полнофактурной музыке, как ее и сочинили (в) великие и чтимые нами композиторы-классики. Это возможно, включив в школьное сольфеджио изучение элементов (или даже целой системы) гармонии, примерно в том виде, как это происходит в училище. Опыт автора статьи, работающего в Волгоградской ДМШ № 14 (директор В.И. Пугачева), показывает, что это абсолютно реально. (Существенно добавить, что ученики первые год-два занимались по системе В. Кирюшина).

Очень важно с самого начала приучать детей общаться с нотным текстом, что впоследствии может превратиться в замечательную привычку. Так называемый гармонический анализ может постепенно ознакомить учащихся со структурой аккорда (в разных его фактурных формах), с гармоническими оборотами (автентическим, плагальным, полным), со строением периода и различными каденциями, с отклонениями и модуляциями, затем с простой 2-х и 3-х-частной формой, а в дальнейшем и с сонат¬ной. Необходимо анализируемую музыку обязательно играть, желательно, чтобы это делали сами дети.

Также необходимо приучить учеников играть 4х-голосные аккорды и аккордовые последовательности, каденции, предложения, периоды с выполнением впоследствии отклонений и модуляций. Ну и, наконец, можно ввести и «пресловутые» гармонические задачи - грамотное 4-хголосное (письменное) изложение с установлением оптимальной связи мелодии, гармонии, формы, голосоведения и т.п. Параллельно (на фортепиано, не письменно) следует практиковать подбор аккордов в фактуре к настоящей мелодии (т.е. композиторской) - это в дальнейшем путь к свободному музицированию.

Представляется, что в результате ученики ДМШ получат настоящее представление о музыке, ее «устройстве», установят первоначальную связь с ее семантикой, научатся различать стили -барокко, классицизм, романтизм. В училище и в консерватории можно активно развивать полученные умения и навыки и вглубь, и вширь - поздний романтизм, XX век, может быть, Возрождение, теоретически осмыслить законы музыкального языка.

Сам предмет сольфеджио продолжает функционировать, и «отнятые» у него 15-20 минут урока не обедняют, но, напротив, мощно его «подпитывают» (слуховой анализ, диктанты, пение - так¬же в полнофактурном звучании на основе настоящей музыки). Дополнять такое образование должны и музлитература с хорошим, качественным (CD) воспроизведением музыки, посещение концертов с дальнейшим их разбором, чтение хороших книг о музыке (и не только).
Автор имеет программу и учебные пособия для изложенный выше работы. Желающие могут с ними ознакомиться, связавшись по e-mail: esteps@mail.ru
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz