Воскресенье, 17.12.2017, 10:59
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Иванова Н.С. МУЗЫКА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Как вид искусства литература содействует целостному психофизическому, социальному, художественному и литературному развитию ребенка в начальной школе. Посредством своеобразного комплекса выразительных средств литература,  как и  музыка посредством) музыкального языка, влияет на ребенка и вызывает сопереживание,: выражающееся в конкретных чувствах, настроениях, переживаниях; порождает и определенные размышления. Посредством универсального языка литературы развивается мышление, воображение, память, речь, внимание;   стимулируется   коммуникация   личности; развиваются индивидуальные     способности;     повышается эмоциональность школьников и т.д. Совершенствование, обогащение читательского восприятия   и  опыта,   развитие   речи  способствуют пониманию окружающего мира, расширению кругозора и жизненного опыта ученика.

Литература для детей как специфическая форма эстетического, нравственного и мировоззренческого познания является источником и средством «открытия самого себя» ребенком. Литература не только познание, но и способ самопознания личности. По этой причине качество литературного образования имеет существенное значение в развитии личности ребенка в младшем школьном возрасте. Формирование эстетического вкуса, читательской культуры, развитие интересов и потребностей в чтении литературных произведений, в переживании наслаждения от соприкосновения с художественным текстом - все это осуществляется в процессе литературного образования. Однако для полноценного и всестороннего формирования личности ребенка особое значение может иметь и приобщение его на уроках литературы к произведениям других видов искусств, знакомство с иными художественными образами, выраженными другим художественным языком и средствами выразительности.

Педагог как посредник между художественным текстом (респективно -автором литературного произведения) и учеником младшего школьного возраста должен учитывать своеобразие восприятия художественной информации. Коммуникативная и интерактивная стороны процесса общения во время урока литературы требуют хорошей информированности учителя в области художественной образности, своеобразия стиля и языка автора литературного произведения. Профессиональная интерпретация  художественной  информации  со  стороны педагога является предпосылкой адекватной реализации коммуникативной и интерактивной стороны общения во время урока литературы, восприятия художественного текста и осмысливания учеником отношений автора к изображенному.

Формирование умений ученика воспринимать и осмысливать художественный текст осуществляется в 1—4 классах и является целенаправленным процессом, требующим педагогического мастерства и такта. Это необходимый этап, позволяющий впоследствии осуществить непринужденный логически вытекающий переход к последующему, более высокому этапу литературного развития школьников.

Содержанием процесса литературно-художественного развития школьников является формирование способности мыслить посредством словесно-художественных образов в процессе восприятия и в собственном литературном творчестве, понимание условности различных художественных языков и художественной формы, развитие способности к эмоциональному переживанию, возможности его вербального выражения. Этому процессу способствует комплексное использование на уроках литературы произведений других искусств. Наиболее часто учителя используют на уроках литературы произведения музыкального и изобразительного искусства. Особенно углубляется и обогащается восприятие, осмысливание художественного текста и его эмоциональное проживание, когда учитель применяет на уроках литературы в 1—4 классах музыкальные произведения.

Использование музыкальных произведений на уроках литературы возможно на разных этапах урока для решения различных задач: в начале урока - для подготовки восприятия художественного текста; во время конкретных наблюдений за вербальным воплощением художественного текста литературного произведения - с целью эмоциональной поддержки; в конце урока - как эмоциональный компонент периода осмысления художественного образа. Иногда, с целью проблематизации и диалогизации урока, для осознания учащимися многозначности литературно-художественного образа музыкальное произведение может использоваться по принципу контраста.

Во время изучения литературных и фольклорных произведений различных жанров и авторов: сказок, рассказов, басен, лирических произведений, народных песен, мифов, легенд и пр. может использоваться как народная музыка, так и произведения композиторов разных стран.

Когда читается, например, лирическое стихотворение, использование музыкального произведения в созвучии с общим эмоциональным тоном изучаемого произведения содействует читательскому восприятию, позволяя ученику яснее и точнее воспринимать благозвучие и музыкальность поэтической речи, чувства и настроения лирического героя.

Использование аудиозаписей вокальной или инструментальной интерпретации фольклорной песни, например, - своеобразный синтез музыки, слова и рифмы — помогает ученикам воспринять эмоциональное содержание, специфику мелодии песни, обогащают восприятие песенного текста.

Педагогическое и методическое творчество учителя проявляется в планировании, организации и применении отдельных методик на конкретном уроке. Умелое посредничество педагога между литературным произведением (его автором) и учеником начальных классов помогает оптимально реализовать и активизировать роль искусства (в частности, литературы и музыки) как факторов, содействующих развитию личности, ее индивидуализации и социализации.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz