Пятница, 24.11.2017, 12:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Карапетян И.А. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНИХ ОПЫТОВ И НАБЛЮДЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ФИЗИКЕ

Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире. Одним из элементов реализации данной педагогической задачи являются домашние опыты и наблюдения учащихся.

Без эксперимента нет и не может быть рационального обучения физике; одно словесное обучение физике неизбежно приводит к формализму и механическому заучиванию. Необходимо чтобы учащийся видел опыт и проделывал его сам, видел прибор в руках учителя и держал его в своих собственных руках. Однако, если ко всему этому учащиеся будут проделывать дополнительно простые опыты самостоятельно на базе простейшего оборудования вне урока (в качестве домашнего задания), то эффективность работы учителя значительно возрастёт.
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить активную «работу руками».
В связи с этим практика обучения физике в школе видится в следующей структуре:
•    демонстрационные опыты;
•    фронтальные лабораторные работы;
•    домашние экспериментальные работы, опыты и наблюдения.

 

Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся базируется на следующих, принципах:

  1. Приоритетности мотивации исследовательской деятельности. Этот принцип отражает необходимость организовывать деятельность учащихся, начиная с актуализации их исследовательской потребности. Необходимо учитывать сиюминутные интересы детей. Например, когда ученик спрашивает, что произойдёт, если сделать то-то - соответствующий эксперимент необходимо проделать безотлагательно. Следование данному принципу происходит в случае, когда исследовательские умения формируются не изолировано в отрыве от цели, а закономерно как средство не¬обходимое для решения исследовательской задачи.
  2. Свободного выбора. С наибольшим интересом и увлечением ученик будет выполнять ту деятельность, которая свободно выбрана им самим. Данный принцип реализуется и на этапе вовлечения учащихся в исследовательскую деятельность и при выборе тем экспериментальных работ.
  3. Отсутствие временных границ. Деятельность учащихся организуется не только во время учебных занятий, но и в любое удобное для школьников время.
  4. Кооперации. В процессе работы над сложной и разветвлённой темой исследования организуется и осуществляется взаимодействие учащихся между собой учителем. Учащиеся формируются в группы из двух-трёх человек для совместной работой над темой, распределяют функции между членами группы.
  5. Практической значимости. Учащиеся должны видеть, что результаты их исследования могут реально применяться в жизни, в учебной деятельности использоваться при дальнейших исследованиях.
  6. Индивидуализация. Реализуется посредством учёта индивидуальных интересов учащихся, самостоятельной работы над теоретически материалом по теме исследования, удобного для учащихся ритма работы, самостоятельного выдвижения гипотез и т.д.
  7. Новизны. Принцип предполагает новизну объекта деятельности, способа деятельности, условий выполнения деятельности.

Нами подготовлен перечень исследовательских домашних опытов и наблюдений в соответствии со школьными программами. Приведём пример одного такого задания.
Задание. Положите на столе, рядом, деревянную доску (пенопласт) и зеркало. Между ними поместите комнатный термометр. Спустя какое-то довольно долгое время можно считать, что температуры деревянной доски и зеркала сравнялись. Термометр показывает температуру воздуха. Такую же, какая, очевидно, и у доски и у зеркала.
Дотроньтесь ладонью до зеркала. Вы почувствуете холод стекла. Тут же дотроньтесь до доски (пенопласта). Она покажется значительно теплее. В чем дело? Ведь температура воздуха, тоски и зеркала одинакова. Почему же стекло показалось холоднее дерева? Попытайтесь ответить на этот вопрос.
Ответ. Стекло - хороший проводник тепла. Как хороший проводник тепла, стекло сразу же начнет нагреваться от вашей руки, «выкачивать» из нее теплоту. От этого вы и ощущаете холод в ладони. Дерево хуже проводит тепло. Оно тоже начнет «перекачивать» в себя тепло, нагреваясь от руки, но делает это значительно медленнее, поэтому вы не ощущаете резкого холода.
Применение данной методики позволяет сформировать у учащихся устойчивые умения и навыки теоретических и экспериментальных методов исследования. Их формирование осуществляется не изолировано от объектов теории, а в процессе выполнения исследовательской задачи.

 

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz