Воскресенье, 17.12.2017, 11:07
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Карташев С.А. СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Социальный заказ общества на личность, обладающую высоким уровнем развития духовной культуры, обусловливает необходимость научного и целенаправленного подхода к ее формированию, «создании условий для последовательного развертывания могучего духовного потенциала растущего человека, способного к успешной реализации своих возможностей, к творческому само¬развитию и преобразованию окружающего мира»[1]. Эти важнейшие идеи нашли свое развитие и в Концепции профессионального образования в области искусства в Республике Беларусь [2].

Но как показывает практика, в настоящее время происходит активное вытеснение эстетических потребностей, духовных ценностей из основных содержательных компонентов молодежного сознания. Все чаще проявляются прагматизм и расчет, рассудочность и бездушие, невнимание к ближнему и вообще к человеку, пренебрежение нравственными ценностями. Ребенок видит все это в видеофильмах, мультфильмах, компьютерных играх. Поэтому важна переоценка урока музыки и его наполнения, эффективное использование художествен¬ной культуры как наиболее значительно воздействующей на сферу эстетических, душевных переживаний. Музыка всегда являлась самым чудодейственным и тонким средством привлечения к великой триаде культуры: Истине, Добру, Красоте, что очеловечивает Человека. О гармонической целостности эмоционального и сознательного убедительно написал Баренбойм Л. А. [3].

Но в исследованиях последних лет указывается на приоритет информационных технологий, на кажущуюся перспективность физико-математических направлений, что часто приводит к деградации духовности личности. В связи с этим проблема духовного развития стала острой и требует все большего внимания и заботы общества. Музыка может помочь человеку духовно подняться над обыденным бытием. Это особенно важно в отрочестве.

В современной школе музыкально-эстетическое воспитание должно стать одним из приоритетных направлений процесса обучения в средней общеобразовательной школе, и быть включено в целостный воспитательный процесс развития и совершенствования духов¬ной культуры личности школьника. Необходим переход от образования, где основным является усвоение узкотехнических навыков, к образованию ориентированному на развитие творческой, созидательной личности учащегося.

Творческое развитие и образное мышление - сопутствующие качества, обретаемые в опыте общения с музыкальным искусством. Важно активизировать развитие способностей к творчеству и образно-конструктивному мышлению, осуществить взаимосвязи специальных методик для достижения практических целей неутилитарного по своей природе музыкального образования. Возрастает роль способности человека к синтезу и обобщению. Важными факторами, активизирующими процесс творческой деятельности, становятся развитие воображения, умение соотносить разнородный материал, способность гармонизировать мир, воспринимать его картину целостно. Эти способности развиваются у школьника, прежде всего на занятиях эстетического цикла и, особенно в процессе музыкального образования.

В частности, это участие в музыкальном творчестве посредством различных форм музыкальной деятельности, развитие нравственно-эстетических сторон личности под влиянием ее музыкально-культурного потенциала, достижение высокого уровня знаний и оценочных представлений о музыке.

Сквозная линия системы музыкального образования - создание музыкального образа в формах музыкально-творческой деятельности на уроках музыки, понимание и общение с ним, его музыкальное восприятие. Целостно-культурный подход к искусству, находящий свое выражение в общечеловеческой проблематике художественных произведений, ориентирует учащихся на познание самих себя в контексте общечеловеческой культуры.

Таким образом, насущная задача нашего времени - воспитание человека-творца, созидающего по законам красоты во всех сферах жизнедеятельности.

Литература
1.    Государственная программа «Воспитание детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2000—2005 гг.». Мн, 2000.
2.    Канцэпцыя прафесшнай адукацьм у галше мзстацтва у Рэспублщы Беларусь / рзд.- склад. В. Л. Яканюк. Мн., 1999.
3.    Баренбойм Л. А. Путь к музицированию. Л., 1979.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz