Пятница, 24.11.2017, 12:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Хомутовская Е.П. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА НА ЗАНЯТИЯХ В ДОШКОЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
С раннего возраста музыкальный руководитель, посредством игрового образа, стимулирует и развивает первые предпосылки творческих проявлений. На музыкальных занятиях в группе «Малыши» педагог постоянно активизирует внимание детей, развивает самостоятельное мышление, побуждает на активное действие ребенка различными методическими приемами. Задания на музыкальных занятиях по песенному творчеству предполагают сочинение детьми разнообразных импровизаций - от самых простейших на звукоподражание с использованием различных музыкально-игровых образов, до сочинения сказок-опер в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Развитие инструментального творчества идет параллельно с развитием песенного, танцевального, песенно-игрового творчества, образного мышления дошкольников, самостоятельности, интереса к сочинительству, обучением детей элементам нотной грамоты, игре на музыкальных инструментах. Педагог стимулирует игровыми приемами и побуждает детей придумывать импровизации диалогов по сказке «Терем-теремок» на фортепиано и других инструментах, сочинение инструментальных импровизаций вопроса и ответа на двух-трех звуках

С младшего возраста педагог на занятиях побуждает детей к сочинению небольших песенно-инструментальных импровизаций в жанре марша, польки, вальса. В среднем и старшем дошкольном возрасте задания, по инструментальному и песенно-инструментальному творчеству усложняются, повторяются задания по сказкам «Курочка ряба», «Колобок», «Терем-теремок», дополняет и обогащает новыми творческими заданиями по сказкам «Волк и семеро козлят», «Сказка о глупом мышонке», «Аленушка и лиса». При сочинении детьми различных импровизаций, педагог приучает их слушать себя и других детей, сравнивать, сопоставлять и оценивать. Он обогащает внимание, чтобы музыкальную мысль ребенок начинал и заканчивал в тональности, стимулирует поиск новых интонаций, развивает творческое мышление каждого ребенка.

Развитие музыкально-игрового творчества осуществляется на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Оно осуществляется во всех видах музыкальной деятельности и заклюючается в выразительной передаче детьми особенностей образа. Система работы педагога в этом направлении включает творческие задания по воспроизведению детьми музыкально-игрового образа:
а)    в пении, в пении с движениями;
б)    в обучении элементам нотной грамоты и игре на музыкальных
инструментах;
в)    в музыкально-ритмических движениях;
г)    в слушании инструментальной музыки, дидактических и подвижных
играх;
д)    в движении без музыкального сопровождения;
ж) в драматизации сказок, постановок опер, балетов.

Работа музыкального руководителя в этом направлении предполагает решение задач по совершенствованию координации движений, голоса со слухом, детского творчества. Мы развиваем звуковысотный и ритмический слух, выразительность движений, творчество и артистизм дошкольников. Одним из средств достижения этого является пение звукоподражаний с различными ритмическими движениями, инсценированием попевок, песен, пение хороводов с движением. Работа осуществляется поэтапно.

Первый этап. Педагог знакомит дошколят с той или иной песенкой, полевкой, беседует с детьми о содержании и характере музыки, используя красочные иллюстрации, картинки музыкально-игрового образа (петушка, воробья, уточки и т. д.). Музыкальный руководитель активизирует внимание детей передавать в движении без пения то, о чем поется в песенке, затем дети двигаются под пение взрослого.

Второй этап. Педагог уточняет с ребятами характер музыки, детали образа, его настроение, возможности выразительной передачи его особенностей. Музыкальный руководитель учит детей внимательно слушать пение взрослого и передавать действия персонажа.

Третий этап. Разучивание песен, хороводов. Дети двигаются и подпевают самостоятельно, передавая характерные особенности музыкально-игрового образа в мимике, пантомимике.

Четвертый этап. Педагог делит детей на подгруппы. Одна группа поет, вторая двигается в соответствии с характером музыкально-игрового образа. Анализируются результаты инсценирования, обсуждается исполнение песенки в других вариантах. Затем задание выполняется всей группой.

Развитие детского танцевально-игрового творчества осуществляется в процессе выполнения детьми трех типов заданий.
I тип. Воспроизведение музыкально-игрового образа в процессе слушания вокальной и инструментальной музыки.
II тип. Инсценирование стихов, небольших рассказов с музыкой и без нее.
III тип. Сочинение плясок различных игровых и сказочных персонажей. Работа над образом идет с постоянным усложнением - от передачи детьми простейших характерных движений игрового образа в раннем возрасте, до сочинения плясок и балетов в старшем дошкольном возрасте.

Литература
1.    Вендрова Т. Е. Писарева И. В. Воспитание музыкой. М., 1991.
2.    Радынова О. П. Слушаем музыку. М., 1990.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz