Воскресенье, 19.11.2017, 22:36
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Корнеева О.В. «МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРИРОДОВЕДЕНИЕ» В МЛАДШИХ КЛАССАХ ДМШ
Авторскую программу «Музыкальное эсперанто» (1) можно рассматривать как самостоятельный предмет, изучаемый с первого по четвёртый (включительно) классы музыкальной школы. Традиционное же преподавание музыкальной литературы начинается лишь с четвёртого класса, в результате чего на начальном этапе обучения образуется отрыв практических (исполнительских) навыков учащихся от их слухового опыта.

Имея целью музыкальное просвещение и интеллектуальное развитие школьников, разрабатываемая программа максимально направлена на создание совокупных знаний, получаемых как в общеобразовательной школе, так и в музыкальной. Это должно способствовать созданию в детском сознании целостной художественной картины мира. Такие задачи тем более необходимы, поскольку большинство учащихся останется музыкантами-любителями, и не продолжит профессиональное музыкальное образование. Так, на совещании директоров музыкальных школ Петрозаводска в 1999 году отмечалось, что ежегодно из 650 выпускников музыкальных школ Петрозаводска только пять человек выбирают музыку своей специальностью. Следовательно, для того, чтобы привить любовь к классической музыке, научить понимать ее, необходимо максимально расширить слуховой багаж школьников.

Методика преподавания «Музыкального эсперанто» основывается на двух основных принципах:
1) экстенсивности обучения, ознакомления с максимально широким кругом композиторских имён и сочинений (большинство из которых не входит в традиционную программу) в сочетании с большим объёмом междисциплинарных сведений и параллелями из других видов искусства;
2) стремления к паритетности в изучении музыки композиторов разных эпох.

Общепринятый хронологический подход к изучению истории музыки неприемлем в младших классах ДМШ в связи с тем, что значительный временной отрыв от современности (например, средневековой музыки или эпохи барокко) создаёт в сознании учащихся некий абстрактный об¬раз, неподдающийся логическому осмыслению. Использование же иного подхода: когда в течение одного урока может звучать музыка XVIII, XIX и второй половины XX веков, объединённая общей идеей и тематикой не только между собой, но и с произведениями литературы и живописи различных эпох, - создает у детей представление о тесной взаимосвязи искусства, природы и повседневной жизни человека. В результате музыка начинает восприниматься не как замкнутая и обособленная субстанция, но как часть того обширного, что называется миром человека.
Успешное применение этих принципов способствует и формированию специальных музыкальных понятий — о камерной и симфонической музыке, о жанрах и их характеристиках, о музыкальной образности той или иной эпохи.

Первый год обучения (модуль № 1) — это своеобразное «Музыкальное природоведение». В самом названии пред¬мета указана методическая задача сближения музыкальной школы со школой общеобразовательной, при решении которой должны учитываться психолого-возрастные особенности восприятия, памяти, мышления и воображения ребёнка. При этом используется один из важнейших принципов обучения, когда новая информация наслаивается на базисные знания, которые даёт общеобразовательная школа.

Модуль «Музыкальное природоведение» состоит из следующих тематических разделов:
■    «Времена года»,
■    «Время суток»,
■    «Музыкальные цветы»,
■    «Музыка о животных»,
■    «Музыка ветра»,
■    «Звуки воды».

На каждую тему отводится от двух до семи часов, по окончании которой проводится контрольный урок (один час в неделю, всего 36 учебных часа в год, из них 5 контрольных уроков).

В ходе обучения используется музыкальный материал от эпохи барокко (И.С. Бах, А. Вивальди) до композиторов XX века — К. Дебюсси, О. Мессиана, Д. Шостаковича и др. Вводится в обиход широкое разнообразие жанров: от простейших и известнейших (вальс, марш, песня) до менее знакомых детям (серенада, романс и, наконец, таких сложнейших, как концерт и симфония). На уроках активно применяется визуальный и поэтический ряд - картины русских и зарубежных художников, подобранных в соответствии с темой урока; иллюстрацией к музыкальным фрагментам звучат стихи.

Кроме того, обращение к несложной и одновременно прекрасной, но мало изученной музыке (например, цикл пьес для фортепиано «Цветы Франции» французского композитора из группы «Шести» Жермены Тайефер), значительно обогащает детский исполнительский репертуар и даёт возможность использовать «живую» музыку на уроках по сольфеджио.

Более чем скромный словарный запас современных школьников ставит перед педагогом дополнительную проблему: возникает необходимость научить ребенка вербально выражать свои впечатления о прослушанной музыке. Освоение аналитической терминологии происходит достаточно быстро. Большую трудность вызывает необходимость дать характеристику музыкального образа. Как показывает практика, большинство начинающих обучение способны описать услышанное двумя словами - «веселая» и «грустная». Для обогащения словарного запаса учащихся применяется форма работы, которую условно можно назвать «Музыка в синонимах». Каждый ребенок (предварительно обдумав) должен высказать свое впечатление только одним словом. Обязательное условие - отсутствие повторов в высказываниях всех членов группы. Кроме указанных преимуществ, данная форма работы учит школьников кон центрировать мысль, выбирая и останавливаясь на самом глав¬ном, проявлять индивидуальность.

Домашние задания носят творческий характер: предлагается нарисовать рисунок или подобрать стихотворение к прослушан¬ной музыке. Особенно знаменательно, что при выполнении домашнего задания ребёнок вводит в него те сведения (об особенностях архитектуры, природы, ландшафта, национальных традиций той страны, откуда родом композитор), которые он получает на уроке природоведения. В результате такой деятельности формируется не только позитивное отношение к музыке и школьной дисциплине, но и интерес к дальнейшему знакомству с шедеврами мирового искусства.

Инновационный подход к изучению музыки в начальных классах ДМШ, представленный в программе «Музыкальное эсперанто» (автор идеи - канд. иск., доцент Петрозаводской консерватории Л.А. Купец, автор-разработчик - О.В.Корнеева), с 1999 года проходит апробацию в музыкальной шко¬ле-студии при Петрозаводской государственной консервато¬рии на базе Лицея № 1 (педагоги - О.В. Корнеева, О.Фомина, Т.В.Тарасова), с 2001 года в ДМШ г. Брянска (педагог - О.В. Корнеева), а с сентября 2002 года его модифицированный вариант в качестве эксперимента введен на отделении обще¬эстетического развития Детской музыкально-хоровой школы № 2 г. Петрозаводска (педагог - Т.В.Тарасова).

Примечания:
1 Подробнее об этом см.: Купец Л.А. Новое мышление и музыкальное образование на рубеже XX-XXI веков (о проекте образовательной программы «Музыкальное эсперанто» // Музыкальное образование в новой России на пороге XXI века. Тольятти. 1998. С.22-23; Скорина Е.Г. «Музыкальное эсперанто»: перспективы обучения в начальной школе // Новые педагогические технологии в начальной школе. Петрозаводск. 2000. С.92-93; Корнеева О.В. Проект программы «Музыкальное эсперанто» для 1-3 классов ДМШ (ДШИ). Дипломная работа. Петрозаводск. 2001.
Они предлагают ...

О разном...

Где лучше купить покерный стол по разумной цене?
Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz