Пятница, 24.11.2017, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Кучук С.И. УПРАВЛЕНИЕ ВОСПРИЯТИЕМ ВРЕМЕНИ УРОКА УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Темп жизни современного общества постоянно ускоряется, поэтому проблема эффективного распределения времени приобретает особую актуальность и значимость. Проблема распределения и организации времени в обучении приобретает актуальность, так как правильно организованное время урока существенно влияет на эффективность учебного процесса и качество приобретаемых знаний.

Время в педагогическом смысле может классифицироваться по нескольким основаниям. По наличию движения педагогическое время можно разделить на подвижное и неподвижное. Неподвижными будут являться прошлое и будущее: события в прошлом уже произошли, а события будущего могут быть приблизительно определены только при помощи единиц времени. Единственным подвижным временем, является настоящее.. Его можно представить как точку, постоянно движущуюся по прямой времени от прошлого к будущему. Настоящее время - это реальное время, в котором нивелируется разница между объективным и субъективным временем. Исходя из того, что есть известные зафиксированные события прошлого и сведения о некоторых фактах будущего, объективное настоящее время имеет два направления: от настоящего к прошлому и от настоящего к будущему.

Относительно особенностей восприятия времени субъектом, оно может разделяться на объективное и субъективное. Объективное время - физическая категория, которая выражает смену событий окружающей действительности при помощи системных (секунда) и внесистемных (сутки, год, век) единиц. Субъективное время не обусловлено физическим значением времени, а зависит от жизненного опыта и особенностей личности. Любое событие объективной действительности можно представить в виде точки на прямой времени. Но если рассматривать вместе прямые объективного и субъективного времен, можно заметить, что первая будет неизменна для всех, а отрезки между событиями на второй будут различны по длине для каждого отдельного человека Субъективное время разделяется на биологическое и перцептуальное (эмоциональное) время. Биологическое время определяется биологическими часами и физиологическими особенностями человека, а перцептуальное время определяется характером, особенностями мыследеятельности индивидуума, а также зависит от конкретной социокультурной ситуации, в том числе и от педагогической.

Перцептуальное время конкретной педагогической ситуации зависит равносильно как от восприятия времени учеником, так и от восприятия времени учителем. Учитель не только участвует в педагогической ситуации, но и создает её. Существует ряд методических средств, позволяющих учителю управлять восприятием времени учащимися начальной школы, при помощи которых он может добиться оптимальной скорости течения перцептуального времени учеников, при которой работа на уроке будет наиболее продуктивной. Таким образом учитель может влиять на перцептуальное время конкретного урока.

К таким методическим средствам относятся: разнообразие видов деятельности и форм работы на уроке, дифференциация по эмоциональному накалу содержания обучения, наличие демократического стиля общения между субъектом учебно-воспитательного процесса, направленность на всестороннее развитие личности с учётом индивидуальных интересов (т.е. знания и навыки не передаются в максимальном количестве, позволяя участнику педагогического процесса совершенствовать себя в их самостоятельном интуитивном приобретении); создание диалогических отношений внутри коллектива и между учителем и учениками; взаимопомощь и взаимоуважение, которые порождает активную деятельность по решению поставленных проблем.

Применяя вышеописанные методические средства, учитель может добиться изменений в сознании учащихся восприятия объективного времени урока. В ходе наблюдения за учащимися 3 класса, нам удалось выявить две диаметрально противоположные модели восприятия времени урока школьниками Машей М. и Костей Т. Маша М. долго болела, пропустила много занятий по английскому языку. Ей скучно, она не понимает много слов. Девочка то и дело смотрит на часы. Каждая минута кажется вечностью. Костя Т. наоборот был на всех занятиях, старается сам разобраться с домашним заданием, активно работает на уроках. Когда звенит звонок, он недоуменно смотрит на часы: мальчику кажется, что прошло не больше десяти минут. Отрезок урока на прямой субъективного времени Маши М. намного длиннее, чем отрезок того же урока на прямой субъективного времени Кости Т.

Таким образом, взаимодействие между преподавателем и учащимся обусловлено требованиями общества, но обучение каждой личности приобретает субъективные условия передачи знаний, которые создаёт и регулирует учитель, являясь при этом активным участником ограниченной объективным пространством и временем социокультурной ситуации. Управление восприятием времени в рамках отдельной социокультурной ситуации возможно при помощи ряда методических средств, характеризующихся гуманистической направленностью. Опора в процессе преподавания на перцептуальное время ученика позволяет учителю сделать обучение личностнозначимым для каждого, что позволяет выполнить основную цель обучения - воспитание и формирование всесторонне развитой личности.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz