Пятница, 24.11.2017, 12:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Латышева Н.Э. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ВЗАИМОСВЯЗИ РАЗНЫХ ВИДОВ ИСКУССТВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Актуальность применения принципа взаимосвязи разных видов искусства обусловлена как объективным расширением содержания образования и преобразованием учебного предмета «Музыка» в целом, так и его основной формы - урока. «Объединение в процессе преподавания музыки, театра, поэзии, живописи способствует более глубокому проникновению в образный мир музыкального искусства. Интеграционное вхождение различных видов искусства в традиционный программный материал расширяет и обогащает творческий потенциал учащихся» [1.1].

Цель нашего исследования: показать наиболее эффективные пути применения принципа взаимосвязи разных видов искусства в начальной школе. В ходе исследования мы решали следующие задачи: 1) рассмотреть единую природу разных видов искусства, их взаимосвязь и взаимодействие; 2) изучить проблему взаимосвязи разных видов искусства в практике обучения; 3) рассмотреть способы реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства.

Проблема взаимосвязи разных видов искусства не является новой в педагогике. Еще при создании первых вальдорфских школ виды искусства выступают не в простом союзе, а в интеграции. Р. Штайнер создал новый вид искусства - эвритмию, в которой переплетались художественное слово, музыка, танец, изобразительное искусство и театральное действие. Опыт вальдорфских педагогов в обозначенной проблематике является несомненно ценным на сегодняшний день. Известны система швейцарского педагога -м узы канта Э.Жака-Далькроза, которая включает художественное слово, гимнастику, хоровое пение, музыкальную импровизацию, и системы музыкального обучения 3. Кодаи и К.Орфа, в которых музыка связывается с движением, пантомимой, театрализованной игрой.
Над идеей целостности и взаимосвязи видов искусства в XX веке работали композиторы Г. Ели эр и Б.В. Асафьев, педагог и музыковед Б.Л. Яворский, искусствовед и педагог А.Б. Сакушимскин, Е.К.Коган, педагог Л.А. Баренбойм. Е.Е.Нейгауз считал, что для лучшего понимания и чувствования музыки следует изучать литературу, в частности, поэзию, живопись, скульптуру: «Если музыкант-художник, он не может не чувствовать с той же силой музыку поэзии, с какой он чувствует поэзию музыки, гармония стиха для него -явление почти все более чудесное и загадочное, чем гармония чистых звуков, гармония музыкальной речи» [2, 150]. В настоящее время применение различных видов искусства для формирования разносторонне развитой личности школьника нашло отражение в практике музыкального воспитания. В программе предмета «Музыка» принцип взаимосвязи разных видов искусства является принципом организации музыкально- воспитательного процесса. Применение этого принципа на уроках музыки способствует расширению художественного пространства урока, созданию ассоциативной атмосферы. Это способствует развитию фантазии, воображения и ассоциативных представлений, способности ощущать формы искусства (цвет-пространство-объем-звук), способности к чувственному восприятию мира учеником (игровое мироощущение).

Рассмотрим один из способов реализации принципа взаимосвязи разных видов искусства, осуществляемого при слушании музыки: музыкальное произведение «проживается» через движение (пластическое интонирование) и стихотворения и картины, созвучные музыке. Часто картины открываются только после прослушивания произведения (активизация слуховой памяти). Здесь мы исходим из того, что все языки искусства интонационны. «Взятые в совокупности, образные языки культуры являют собой как бы единый язык. В его основаниях лежат интонация и движение - два исходно данных человеку способа общения. Интонационно-жестовый опыт связывает различные искусства...» (Медушевский В.В.) [3, 26]. Ученик воспринимает мир целостно, с помощью всех органов чувств. Поэтому на уроках музыки важно, чтобы слуховые впечатления подкреплялись зрительными, переходили в пластический, словесно - речевой, музыкально -интонационный отклик, Ученикам важно понять - музыка не только изображает, но и выражает чувства, эмоции, настроения.

В ходе эксперимента для проверки эффективности этого способа и выявления уровня овладения такими опорными знаниями и понятиями, как интонация слова и музыки, выразительность и изобразительность музыки, художественные краски музыкальной речи, мы применяли следующие задания:

1)с помощью жестов выразить настроение раннее не слышанного произведения; 2)выбрать картину, контрастную или созвучную музыке; 3)рассказать «цветное» стихотворение, соответствующее настроению музыкального произведения;
4)выразить свои чувства, эмоции в рисунке (домашнее задание «Рисуем музыку»,«Рисуем настроение»). Результат оценивался по следующим показателям: 1)необычность. оригинальность выражения музыки в рисунке (цветовая гамма); 2)интонационное соотношение слова, цвета и звука («цветные» стихотворения); 3)характер и амплитуда жестов (пластическое интонирование).Высокий уровень выявили 68.3% учеников экспериментальной группы; контрольная группа - 53,8%. До эксперимента результат был соответственно: 37.3% -экспериментальная группа,35% - контрольная группа.

Таким образом, реализация принципа взаимосвязи разных видов искусства в начать ной школе повышает уровень овладения опорными знаниями и понятиями о музыкальном искусстве. Это нашло подтверждение в нашей экспериментальной работе.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz