Пятница, 24.11.2017, 12:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Ли Я На, Александрова С.А. На ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЯ «МАРШЕВОСТЬ» У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Проблема формирования и развития понятий, как в теории, так и в практике обучения, - одна из наиболее актуальных и сложных проблем. Между тем, она позволяет решать важный вопрос методики – взаимоотношение между содержанием и методами обучения.

Марш, наряду с танцем и песней, составляет жанровую основу всего, огромного мира музыки. «Три кита» пронизывают всю классическую и современную музыку – симфоническую и камерную, вокальную и инструментальную. Песня, танец и марш являются той основой, благодаря которой школьники не умозрительно, не теоретически, а непосредственно своим слуховым восприятием и своим исполнением, творчески, активно, шаг за шагом могут войти в любую область музыкального искусства, наглядно обнаруживая при этом, как песня перерастает в песенность, танец в танцевальность, марш – в маршевость.

Переход от понятия «марш» к понятию «маршевость» можно осуществить следующим образом: обратить внимание ребят на то, что музыка всех маршей передает шаг идущего человека, его поступь, его движение. Поэтому марш, маршевая поступь появляется всюду, где есть человек, где о человеке рассказывается. Именно в музыке, предназначенной для слушания, а не для бытовых нужд, характерные черты марша, которые переходят в произведения других жанров, дали начало такому явлению как «маршевость» в музыке. Маршевость – это понятие, которое обозначает характер музыкального произведения, включающего характерные признаки марша как жанра, и прежде всего, это признаки, касающиеся его метроритмической структуры.

Понятие – это форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов, явлений. Любое понятие, в том числе и музыковедческое, проходит длительный путь формирования, в процессе которого выделяются определенные этапы. Нельзя забывать, что понятие – это абстракция, практика же всегда конкретна, поэтому практика не составляет новой ступени в формировании понятия. Само понятие рождается из конкретных фактов путем их обобщений. Музыкальные понятия имеют высокую степень абстрагирования, являются абстракциями двух степеней: понятия строятся на основе слов, но и сами слова тоже являются абстракциями по отношению к реалиям, к звучащей среде, графическому обозначению этой среды.

В начальной школе учащиеся проходят следующие этапы при формировании понятия «маршевость».

1-ый этап. Организация наблюдений учащихся над музыкальным материалом в целях накопления слухового опыта. При этом учащиеся абстрагируются от конкретного названия произведения и обнаруживают их характерные признаки.
Первый этап реализуется в процессе слушания музыки. Предлагая учащимся для слушания произведения, различные по характеру, мы помогаем детям анализировать не только музыкальный образ, но и средства музыкальной выразительности, с помощью которых композитору удалось его создать. Постепенно в сознании детей формируются три группы музыкальных произведений: музыка, которую можно петь; музыка, под которую удобно маршировать и танцевальная музыка...

Скачать статью               Обсудить на форуме

Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz