Воскресенье, 19.11.2017, 22:30
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Линкевич О.М. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Воспитание гражданина - важнейшая задача для любой страны. Она актуальна и для Республики Беларусь, находящейся на переломном этапе своего исторического развития. На наш взгляд, воспитание гражданственности может стать основой формирования школьников, будущих специалистов, граждан своего Отечества.
Обучение основам гражданственности - не скучное назидание и морализаторство, а поиск оптимальных решений, сопряженных с интеллектуальными усилиями.

Гражданское воспитание определяется сегодня как инновационное направление педагогической практики. Результатом его должно стать формирование гражданина -человека высокой культуры с развитым критическим мышлением, инициативного, творческого, способного осознанно строить свои отношения с государством, обществом, другими людьми.

Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности -    приоритетной ценности, обретение которой позволит осознать человеческие достоинства и достигнуть человеческого совершенства.

Важным аспектом в гражданском воспитании является гражданское просвещение - обучение, направленное на формирование знаний о правах и обязанностях человека. Гражданское просвещение тесно связано с формированием социально-политической компетентности личности, которая предусматривает политическую, правовую и экономическую просвещенность и способность руководствоваться соответствующими знаниями в условиях кардинальных перемен в обществе. Этому способствует изучение в начальной школе такого предмета, как «Литературное чтение».

На наш взгляд, необходимо использовать в гражданском воспитании школьников интерактивные технологии, основанные на рефлексивно-деятельностной позиции всех участников учебно-воспитательного процесса. Например, можно организовать изучение Всеобщей декларации прав человека посредством чтения сказок и проведения игры «Наши права» [1, с.117], представляющей цикл подобных заданий.

Задание 1

«Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию» - так звучит статья 9 Всеобщей декларации.
Скажите, в каком произведении одного из персонажей приговорили к тюремному заключению на всю жизнь только за то, что он нечаянно наступил на ногу принцу? (Старого Чипполонс из сказки Дж. 14) дар и «Приключения Чипполино» Задание 2
Одна из статей Декларации (13-я) звучит следующим образом: «Каждый человек имеет право свободно передвшаться в своей стране и выбирать место жительства. Каждый человек имеет право уехать из своей страны, а также вернуться на родину».

Вспомним теперь сказку В Гаршина «Лягушка-путешественница». Как далеко могла путешествовать лягушка, используя свое право на свободу передвижения?
а)    В пределах болота;
б)    в пределах страны;
в)    без ограничений.

Эффективными формами гражданского воспитания младших школьников на уроках литературного чтения при организации учебно-воспитательного процесса является также проведение конкурса чтецов «Люблю тебя, мой край родной», литературных гостиных «Слово о родном крае», тематических вечеров, инсценирование, чтение и обсуждение материалов о героическом прошлом родного края, уроки Родины на темы «Родина начинается с меня», «Моя Родина», заседания детских клубов «Я и Отчизна», «Родное слово», «Моя родная Беларусь» и т.д.

Воспитание гражданственности является процессом, направленным на целостное развитие ребёнка и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, труду, к своим обязанностям, правам, самому себе. В младшем школьном возрасте формируются чувства патриотизма, любви к Родине, к своему народу, активное отношение к окружающей действительности, глубокое уважение к людям.

Таким образом, сложность и многогранность процесса гражданского воспитания младших школьников требует применения различных методов организации их деятельности, прежде всего, это использование самого содержания учебного предмета, образовательного материала, акцентировка на воспитании гражданских качеств личности в учебно-воспитательном процессе начальной школы, в семье, во внеклассной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА
1 .Козинец Л.А., Крикало Е.Ю. Теория и практика гражданского воспитания учащихся. -Мозырь: Содействие, 2006г. - 144с.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz