Воскресенье, 19.11.2017, 22:33
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Романюк О.И. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОИСКОВО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Экологические проблемы современности оказывают влияние на жизнь и деятельность общества в целом и каждого отдельного человека, в частности. Они носят глобальный и региональный характер и могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры, понимания необходимости реализации принципов устойчивого развития. В решении данной задачи ведущая роль принадлежит экологическому образованию. Оно призвано разрешить проблему гармонизации взаимоотношений общества и природы -основы выживания человека и сохранения природной среды.

Республика Беларусь относится к регионам со сложной экологической ситуацией. Экологическая обстановка в республике поставила на повестку дня задачу широкого природоохранного просвещения, подготовку людей с новым экологическим мышлением, способных принимать правильные решения в области природопользования. Создание системы экологического образования позволит преодолеть потребительский подход, развеять представления о безграничности природных богатств и беспредельных возможностях биосферы.

На современном этапе формирование экологического сознания - одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает вся страна, и весь мир. В психологической литературе утвердилось положение о том, что ознакомление детей   с   окружающим   миром   природы,   с   взаимосвязями   с   ней,   ее   красотой и неповторимостью важно начинать с дошкольного возраста. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности, мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру (Л.И.Божович, Р.С.Буре, Л.А.Венгер, Н.Ф.Виноградова, А.В.Запорожец, А.А. Люблинская и др.)

Существенную роль в овладении ребенком способам практического взаимодействия с окружающей средой, в становлении его мировоззрения, играет поисково-познавательная деятельность, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.

Важный результат поисково-познавательной деятельности - добытые в ней знания. С одной стороны, расширяется объем и углубляются точные, ясные знания об окружающем мире. С другой, в процессе познавательной, мыслительной деятельности возникает вторая группа знаний, еще совсем неясных, незавершенных. Они выступают в форме разнообразных детских предположений и вопросов.

Таким образом, наличие у ребенка-дошкольника системных знаний о природе позволяет ему осуществлять их постепенный перенос в новые условия, стимулирует его познавательную активность. Овладение детьми системными знаниями о живой и неживой природе обеспечивает не только развивающий эффект умственного воспитания дошкольников, но и формирует у них новую экологическую направленность мышления, интерес и гуманное отношение к природе. В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира - метод экспериментирования. По мнению Н.Н. Поддъкова, ведущим видом деятельности является не игра, а экспериментирование.

Поисково познавательная деятельность предполагает формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, развивает собственный познавательный опыт, инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность и многие другие немаловажные качества личности. Учитывая специфику недостаточного жизненного опыта детей, необходимо связывать формирование поисково-познавательной деятельности с решением задач экологического воспитания и развития.

Анализ психолого -педагогической литературы по данной проблеме показал недостаточный уровень развития научно-методической базы по формированию поисково-познавательной деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников. А вследствие этого и низкий уровень экологической воспитанности старших дошкольников.

Целенаправленное использование поисково-познавательной деятельности экологического содержания будет способствовать повышению эффективности процесса экологического воспитания дошкольников, приведет к качественно новому отношению детей старшего дошкольного возраста к природе, окажет позитивное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника при соблюдении следующих условий:
-    реализации комплексного подхода в использовании поисково-познавательной деятельность в воспитательно-образовательном процессе;
-    создании эколого-предметной развивающей среды с включением необходимого материала для организации поисково-познавательной деятельности экологического содержания;
-    реализации индивидуально-дифференцированного подхода при взаимодействии педагога с детьми в процессе проведения опытов, экспериментов.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz