Пятница, 24.11.2017, 12:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Савончик А.Л. ИГРОВЫЕ ПОСОБИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ СТРУКТУРИРОВАННОСТЬ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Общеизвестно, что игра - это ведущая деятельность ребенка - дошкольника. Она оказывает многогранное влияние на его психическое развитие и речь. Hi pa выступает как средство развития мышления, памяти, внимания, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы.

Одним из условий, обеспечивающих развитие игровой и речевой деятельности, является наличие игрового материала, так как развивать речь детей «беспредметно» (Л.С. Выготский) невозможно. Для специальных «речевых игр» в детских садах, благодаря разработкам Тихеевой Е.И., Усовой А.П., Гербовой ВВ. и др., имеются различные лото, карточки и сюжетные картинки - так называемые настольно-печатные игры. Традиционно они изготавливаются из бумаги, картона фабричным способом, но чаще «самодельно» из бытовых отходов.

Развитие связной, т.е. структурированной, последовательной, логичной, грамматически правильной речи представляет сложную задачу для специалистов дошкольных учреждений.Ещё Л.С. Выготский в своих работах предлагал использовать так называемые «внешние опоры» для создания плана высказывания, последовательности его частей. В языке современных педагогов подобные внешние опоры получили название «моделей» плана рассказа (Л.А. Вен г ер, О.М. Дьяченко) До сих пор такие схемы<-«модели» изготавливаются педагогами самостоятельно из бумага.

Занимаясь исследованиями, связанными с изучением влияния предметной среды и игрового оборудования на речевое развитие детей, и в частности, на развитие связной речи, мы использовали в экспериментальных группах те игровые пособия фирмы «ЛЗМ». которые моделируют структуру текста: «Последовательности», «Логические цепочки», «Что за чем?», «Что сначала- что потом?», «Что было - что стало?», «Утро», «Сюжеты в картинках», «Домино ассоциаций», «Экология», «До и после» и др. Указанные пособия «ЛЭМ» разработаны отечественными и западными педагогами, психологами, дизайнерами, медиками, они прошли психолого-педагогическую апробацию, гигиеническую экспертизу в странах Европы. Для их изготовления в Республике Беларусь в г. Молодечно используется сертифицированная древесина, лаки, краски.

В ходе исследования мы убедились, что перечисленные пособия помогают детям представить последовательность описания или повествования, даже обыграть ход событий и рассказать о них. Многие игровые материапы учат детей прогнозировать, подводят их к выводу, что все явления имеют своё начало,продолжение и логическое завершение. Таким образом формируется умение структурировать текст.
Использование перечисленной наглядности стимулирует у детей умение более детально и обстоятельно описать предмет, благодаря чему активизируется словарь, пополняется запас слов, улучшаются качества связной речи. Детей привлекает и цветовое, и тематическое решение пазлов, изображения на них даны в процессе развития, рисунки выстраиваются в логическую последовательность событий, даётся возможность собирать серии, комбинировать и т.д.

Таким образом, игровое оборудование «ЛЭМ» давало ребёнку из экспериментальной группы возможность наглядно представить закономерности и ритмы, которым подчинена жизнь вещей и людей. Собирая и разбирая пособия, обсуждая его содержание с воспитателями, дети приходили к выводу о том, что все явления имеют своё начало, своё развитие и логическое завершение. Имея перед глазами изображения на вкладышах и пазлах, дети наглядно представляли и каждое вводимое понятие.

Мы выявили при сравнении результатов развития связной речи в контрольных группах, где использовались самодельные схемы-«модели» -плано рассказов, и в    экспериментальной, где    использовались    игровые материал «ЛЭМ», значительную разницу в структурированности, лексической грамматической точности речи в пользу детей из экспериментальной группы. Дети из экспериментальной группы, привлечённые интересными сюжетами игр-пазлов, дизайном, качеством, яркостью, прочностью деревянного игрового оборудования, были активны на занятиях, предлагали сами новые игры, использовали пособия «ЛЭМ» в самостоятельной (вне занятий) игровой и речевой деятельности. При этом указанный игровой материал параллельно стимулировал развитие тонкой пальцевой моторики (сборка - разборка), конструктивных способностей, воображения и мышления.

Мы опирались на основные требования к игровому оснащению, изложенные в «Методических рекомендациях к началу 2006-2007 учебного года» Министерства образования Республики Беларусь и в «Рекомендациях совещания в министерстве образования РБ от 9 ноября 2006 года «Проблемы производства, экспертизы и эффективного использования игрового оборудования».

Таким образом, наше исследование выявило высокую эффективность игровых пособий «ЛЭМ» для развития связной речи старших дошкольников, а также явилось своеобразной психолого педагогической экспертизой указанных игровых материалов.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz