Пятница, 17.11.2017, 20:21
Приветствую Вас Гость | RSS

Vivat, academia!

Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Методика воспитания и обучения: школа

Соловьянова О.Ю. ОБ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПАХ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ ГОЛОСОМ
Вокальная педагогика является составной частью общей педагогики, поэтому общие принципы дидактики являются основой вокальной методологии. В процессе обучения пению эти ПРИНЦИПЫ едины как для взрослых, так и для детей. Различие их состоит в материале, объеме программ и отдельных методических приемах. Выделяют ряд общих и специфических принципов обучения пению, наиболее важными из которых являются:
  • Принцип воспитания и всестороннего развития. Обучение пению направлено не только на развитие певческого голоса детей, но и на решение задач их воспитания и общего развития. Певческий процесс — это непосредственное общение с музыкальным искусством, а значит мощный воспитательный и развивающий фактор. Эффективность развития детского голоса в процессе обучения пению зависит от воспитания определенных личностных качеств учащихся, а также от их общего развития, основанного на углублении процессов восприятия, представления и воспроизведения, которые тесно связаны со всеми умственными операциями ребенка и развитием его мышления.
  • Принцип сознательности и творческой активности включает в себя сознательное отношение к певческой деятельности, а также сознательное освоение знаний, умений и навыков в пении. Это достигается с помощью формирования у ребенка интереса к вокальному искусству, а также развития слуха на основе самоконтроля. Ученики должны научиться контролировать звучание своего голоса, уметь определять в нем достоинства и недостатки. Эти навыки должны помочь в решении технических задач обучения, а также ускорить успешное развитие певческого голоса ребенка.
  • Принцип перспективности. В процессе обучения ребенок должен развиваться, а не останавливаться на достигнутом уровне. Принцип перспективности в учебной работе, по определению Л. С. Выготского, проявляется в опоре на «зону ближайшего развития». Это относится как к общему, так и вокальному развитию. В связи с этим, в вокальную работу вводятся упражнения и произведения повышенного уровня трудности, но не превышающие возможности ребенка. Эти произведения должны увлекать ребенка своим содержанием, стимулируя к преодолению технических трудностей.
  • Принцип систематичности. В развитии певческого голоса ребенка этот принцип проявляется в постепенном усложнении вокальных упражнений и певческого репертуара, направленных на систематическое и последовательное развитие основных качеств певческого голоса и вокально-технических навыков. Гибкость и подвижность голоса нужно все время поддерживать, так как эти качества без систематических занятий с наступлением перерыва легко утрачиваются.
  • Принцип учёта индивидуальных особенностей учащихся. необходимость соблюдения данного принципа обусловливается многообразием природных индивидуальных особенностей и различий. Отсюда в практике возникает многообразие приемов и методов обучения в зависимости от тех или иных задач по воспитанию и развитию   голоса   конкретного   ученика.   Реализация принципа индивидуального подхода идет по пути учета возрастных и индииви-дузлькых возможностей, а также певческого опыта и общего развития каждого ребенка.
  • Принцип посильной трудности. Границы возможностей учащихся индивидуальны. Даже у детей одного возраста они различны. К этим возможностям относятся - тембр голоса, сила звука, диапазон, протяженность дыхания, выносливость. Все это учитывается при выборе оптимального временного режима работы с каждым учеником в ходе индивидуальных занятий, а также при подборе репертуара. В работе с детским голосом нужно придерживаться правила: лучше петь понемногу, но равномерно и систематически.
  • Принцип положительного эмоционально психологического фона обучения. Эмоции играют ведущую роль в процессе обучения пению. Когда пение и музыка увлекают детей, процесс обучения дает хорошие результаты, и наоборот. Следовательно, существует взаимосвязь между отношением детей к обучению и их успехами. Заинтересованность является основой дисциплины на занятиях, она обеспечивает внимание, прилежание, собранность и серьезное отношение ребенка к предмету. Большое значение имеет также атмосфера доброжелательности на уроке, которая дает возможность ученику чувствовать себя свободно и раскованно, что способствует лучшему раскрытию индивидуальных возможностей.
  • Принцип единства художественного и технического развития учащихся. Этот принцип подразумевает гармоничное сочетание вокально-технического развития с художественным воспитанием учащихся в процессе всего обучения. Задача технического развития певческого голоса детей должна подчиняться художественным целям. Вокальный слух должен помогать управлять процессом формирования вокальной техники. Отсюда возникает необходимость воспитания образного мышления, творческого воображения, художественного вкуса, то есть воспитание художественного слуха в широком смысле слова, который является основой развития певческого голоса детей.
  • Принцип целенаправленного управления звучанием голоса. Певческий звук - это результат деятельности всех трех звеньев голосообразующей системы (дыхательной системы, артикуляционного аппарата и гортани), следовательно, добиваясь определенного его качества, можно целенаправленно влиять на работу всех звеньев голосообразующего комплекса одновременно, поэтому этот принцип является основополагающим в вокальном воспитании детей.
Литература
1. Детский голос / под ред. В. Н. Шацкой. М., 1S70.

3. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1989.
Они предлагают ...

О разном...

Поиск
Академикон - научные статьи для учителей © 2017
Конструктор сайтов - uCoz